Елена Михайлик,

Елена Михайлик,

Елена Михайлик, "Не отражается и не отбрасывает тени: «закрытое» общество и лагерная литература", гл.4 посвящена Шаламову.
В сокращении:

[...] Степень соотнесенности личного времени героя с историческим служит всего лишь показателем его физического состояния. Культурная память зависит только от меры сытости и тепла.
В ситуации, когда историческое время является недоступной роскошью, невозможен и непосредственный контакт между рассказчиками “Колымских рассказов” и читателем. Подобно одному из персонажей, Андрееву из “Тифозного карантина”, который не мог объяснить, что такое горные управления (самая страшная и самая в те времена смертельная разновидность лагерей), тем, кто там еще не побывал, рассказчик неспособен напрямую делиться опытом и знанием с людьми, для которых осмысление мира и себя не является производной от состояния голода/сытости. Проблемы адресации не существует как таковой, ибо у рассказчиков и читателей, по определению, нет и не может быть общего языка. Если таковой появляется – значит, либо рассказчик утратил полноту связи с лагерем, либо читателя арестовали.
Однако здесь нам придется остановиться. Пожалуй, самым важным параметром представляется нам то, что внутри текста этот разрыв в восприятии мотивирован вовсе не особой природой лагеря как явления, но всего лишь физическим состоянием людей, находящихся в нем, и уровнем доступной им материальной культуры.
Все детали быта заключенных - от жилья и рабочих инструментов до еды и одежды - относятся к предпредыдущему (в сравнении с читательским) уровню цивилизации – к доиндустриальному времени. Под давлением лагеря вещи теряют свои первоначальные временные характеристики: так, консервные банки - мусор двадцатого столетия - становятся неуклюжими кружками и котелками. Табак заменяется махоркой, а потом и местными суррогатами. Исчезают привезенные из дому или присланные по почте фотографии, книги превращаются в самодельные карты, а герой, мечтающий об освобождении, считает символом свободы не самолет, отвозящий его на материк, а паровозный дым - признак устойчивой технологической цивилизации.
Цивилизация “Колымских рассказов” в первую очередь чрезвычайно бедна, примитивна и не способна защитить человека. Убивает она именно в силу своей недостаточности. “Горячий обед, пресловутая юшка и две ложки каши, мало восстанавливал силы...” (Шаламов 1992: 13). Смертельны недостаток еды, недостаток тепла, невозможность отдыха, неудобство или не соответствующее прямому назначению удобство орудия труда:

"Но еще лучше кузов ее [тачки] приспособлен для отдыха. Трудно встать, подняться с глубокого, глубокого кресла - нужно усилие воли, нужна сила. Котур сидел в тачке и не встал, когда подошел новый начальник, не успел встать. Расстрел."

Это одно из ключевых сообщений “Колымских рассказов”: все подробно и убийственно воспроизведенные ужасные чудеса Колымы - распад личности, распад тела, невероятная по масштабам победа смерти над жизнью, разлив зла – имеют в подоснове причины совершенно элементарного свойства - холод, голод, непосильную работу. Лагерь “Колымских рассказов” - не многослойный социальный феномен, не зеркало общества, даже не историческое событие (ибо событие, по определению, единично). Это просто качество существования человека в определенных условиях, с легкостью воспроизводимых в рамках любой политической системы и дающих надежный повторяемый результат [...]
В “Алмазной карте”, действие которой происходит в 1931 году, много дальше на восток, на Вишере, рассказчик и его куда более опытный начальник, бывший подводник Вилемсон, разговаривают о возвращающемся средневековье:

"Всего двадцать лет. Двадцать травяных поколений: порея, осоки, кипрея... И нет цивилизации. И ястреб сидит на заводской трубе.
– У человека такой путь гораздо длиннее, – сказал я.
– Гораздо короче, – сказал Вилемсон. – Людских поколений надо меньше."

Рассказ “Алмазная карта” стоит девятым в цикле “Левый берег”. К этому моменту читатель уже знает, что людское поколение нужно - одно. Вернее, достаточно нескольких недель в золотом забое – или нескольких дней в залитом ледяной водой трюме парохода.
Фактически предметом осмысления в “Колымских рассказах” является интернализованный опыт небытия, вызванного этими простыми условиями. Существование человека в истории, а также мера целостности истории и индивида внутри текста не рассматриваются. Для того чтобы в “Колымских рассказах” возникла личность, способная поставить эти вопросы, температура воздуха должна подняться выше минус 50. В рассказе “Сентенция” подробно и постадийно описано восстановление рассказчика из “лагерной пыли” - от возвращения к нему способности воспринимать окружающий мир, выделять фон и фигуры на нем, до застучавшего под теменной костью латинского слова (“сентенция”). Понятийное мышление, как и дар восхищаться прекрасным, в рамках текста поставлены в жесткую зависимость от наличия еды и тепла, отсутствия убийственной работы и побоев.
Выводы о мере надежности собственной личности ввиду того, что человек может называться человеком лишь в очень узком коридоре физических и физиологических параметров, читателю предстоит сделать самому. Равно как и оценить меру утешительности этих выводов.
Заметим, что, хотя “Колымские рассказы” писались в течение двадцати с лишним лет, все описанные выше свойства текста оставались неизменными.
Таким образом, отношение Шаламова к лагерю и его категорический отказ рассматривать лагерный опыт как возможный источник нравственного совершенствования не делают восстанавливаемый по его текстам портрет читателя (и общества) ни на йоту более лестным.
Шаламов куда более беспощаден к аудитории, чем Гинзбург или Солженицын, – подразумеваемый читатель “Колымских рассказов” незнаком не просто с подробностями отечественной истории и этическими постулатами. Он не знает – и возможно, не желает знать, – что делает его человеком как в социальном, так и в физиологическом смысле слова. И поэтому при соприкосновении с той группой условий, которая так легко образует из мира лагерь, он обречен по определению [...]

В журнале НЛО http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/mi27.html

* * *

С. А. Смирнов "Автопоэзис человека: Варлам Шаламов", с сайта Антрополог http://www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov/smirnov19

* * *

"Я не сравниваю их творчество на литературном Прокрустовом ложе – я удивляюсь тому, как обделен мировым литературным вниманием русский автор, напрочь дискредитировавший лагерный опыт. В связи с этим новелла Кафки «В исправительной колонии» просто требует свидания с «Колымскими рассказами» – для того, чтобы гениальность Кафки прошла фундаментальную проверку, а страшный опыт Варлама Шаламова вышел из тени Александра Солженицына на мировую арену толерантности..."
Валерий Белоножко, из книги "Символ веры и гордыня стыда Франца Кафки"  http://kafka.net.ru/text/simvol-very/glava3.php

Варлам Шаламов By: Лок (109 replies) чтв, 2008-07-17 15:42
  • http://magazines.russ.ru/nlo/ By: Лок (2008-07-17 16:39)
  • http://magazines.russ.ru/novy By: Лок (2008-07-17 16:39)
  • К посту от 23.01.07 By: Лок (2008-07-17 16:37)
  • http://www.booksite.ru/fullte By: Лок (2008-07-17 16:36)
  • http://www.langlab.wayne.edu/ By: Лок (2008-07-17 16:35)
  • http://www.booksite.ru/fullte By: Лок (2008-07-17 16:34)
  • http://www.ogoniok.com/5003/1 By: Лок (2008-07-17 16:33)
  • Скачать фильм By: Лок (2008-07-17 16:32)
  • Шаламов, «Житие By: Лок (2008-07-17 16:30)
  • «Человек, By: Лок (2008-07-17 16:29)
  • Несколько By: Лок (2008-07-17 16:27)
  • «За письмом», By: Лок (2008-07-17 16:26)
  • http://www.booksite.ru/fullte By: Лок (2008-07-17 16:25)
  • Варлам Шаламов. By: Лок (2008-07-17 16:24)
  • «Мой дорогой, By: Лок (2008-07-17 16:23)
  • «Под оком By: Лок (2008-07-17 16:22)
  • Экспозиция: By: Лок (2008-07-17 16:21)
  • Смежные круги By: Лок (2008-07-17 16:20)
  • http://www.booksite.ru/varlam By: Лок (2008-07-17 16:19)
  • http://www.booksite.ru/fullte By: Лок (2008-07-17 16:18)
  • В. Т. Шаламов - Б. By: Лок (2008-07-17 16:17)
  •   <«Шаламов. By: Лок (2008-07-17 16:15)
  • Для By: Лок (2008-07-17 16:13)
  • "Страдания - By: Лок (2008-07-17 16:12)
  • Валерий By: Лок (2008-07-17 16:11)
  • Шаламов, By: Лок (2008-07-17 16:09)
  • Смежные круги By: Лок (2008-07-17 16:07)
  • Варлам Шаламов. By: Лок (2008-07-17 16:05)
  • audio By: Лок (2008-07-17 16:04)
  • Via dolorosa, By: Лок (2008-07-17 16:03)
  • Из письма By: Лок (2008-07-17 16:01)
  • В. Т. Шаламов - Н. By: Лок (2008-07-17 16:00)
  • Борис Лесняк, By: Лок (2008-07-17 15:59)
  • СЛАВЯНСКАЯ By: Лок (2008-07-17 15:58)
  • В этой теме я By: Лок (2008-07-17 15:53)