эпиграмма

Марциал, Марк Валерий

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Валерий Марциал, Marcus Valerius Martialis
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 40 года — ок. 104 года
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Древний Рим
Творчество: 

Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нём. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности.
/Плиний Младший, из письма Приску/

Тексты
Тексты, переводы, материалы
В библиотеке Мошкова
Избранные эпиграммы
Книга "Эпиграммы" в различных форматах
Несколько эпиграмм

Материалы и статьи
В. Распопин. Марциал и Ювенал
И. Векслер. Гораций или Марциал? (об оправданности подзаголовка и римских аллюзиях в "Письмах римскому другу" Бродского)
Комментарий к одной из эпиграмм Марциала, вскрывающий смысл одного крылатого выражения
А. А. Пучков. Архитектурный экфрасис Марциала.
Знатокам английского языка и любителям обсценной лексики :) Анализ перевода Флетчером (1656 г.) на английский одной из непристойных эпиграмм Марциала.
О типажах Марциала в кн. Поля Гиро "Частная и общественная жизнь римлян"
Забавное сопоставление в блоге отрывков Ж-Ж- Руссо и Марциала
А. Ф. Лосев о марциале в "Истории античной литературы" (гл. XVI. Послеклассическая литература)

Биография: 

МАРЦИАЛ (Martialis) - римский поэт, классик эпиграммы. Родился в Испании, ок. 64 переехал в Рим, где сначала вел жизнь клиента, а затем профессионального литератора. Был знаком со многими известными писателями того времени: Сенекой (см.), Луканом (см.) и др. В 98 вернулся в Испанию. Первый сборник эпиграмм “Книга зрелищ” вышел в 80, за ним последовали “Гостинцы” и “Уносимое” -  сборники эпиграмм, написанных от имени различных подарков. В дальнейшем опубликовал еще 12 книг эпиграмм. В целом наследие Марциала составляет 1561 эпиграмму, в которых он едко и остроумно клеймит человеческие пороки: скупость, лицемерие, глупость, продажность, паразитизм, высмеивает представителей различных профессий: врачей, философов, астрологов и др., никогда не называя, правда, подлинных имен своих персонажей. Для творчества Марциала характерно использование грубых, порой непристойных шуток. Снискав большую славу еще при жизни, был популярен на протяжении всего последующего времени.
/В. С. Дуров. Жанр сатиры в римской литературе, 1987/

В Википедии

Любит стихи мои Рим, напевает повсюду и хвалит,
Носит с собою меня каждый и держит в руках.
Вот покраснел, побледнел, плюнул кто-то, зевнул, столбенеет...

Гонгора Луис де

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лиус де Гонгора-и-Арготе Luis de G?ngora y Argote
Информация об авторе
Даты жизни: 
1561-1627
Язык творчества: 
испанский
Страна: 
Испания
Творчество: 

Впервые стихи Гонгоры были опубликованы в 1580 г. Затем они публиковались в разных сборниках и ходили в списках. Посмертно вышли "Сочинения в стихах Испанского Гомера" (1627), за ними "Полное собрание стихов" (1634). Принято делить творчество Гонгоры на два периода – «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи - традиционные сонеты, романсы, летрильи. Плоды второго периода – «Ода на взятие Лараче» (1610), мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» (1613) и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства – цикл пасторальных «Поэм уединения» (исп. Soledades, другое значение слова – печаль, любовная тоска). Из задуманных четырех поэм («Уединение в поле», «Уединение на берегу», «Уединение в лесу», «Уединение в пустыне») написаны только первая и часть второй. Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму (исп. el culteranismo, el cultismo) – течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Его противниками выступали Лопе де Вега и Франсиско Кеведо (сонеты последнего, впрочем, не чужды «темной» манере); Сервантес отдавал должное искусству Гонгоры.

В сети интернет:
Романсы, летрильи, сонеты, эпиграммы
Переводы В. Резниченко
Поэма Одиночества
Luis de Gongora y Argote(doc)
Критика:

Культизм часто называют гонгоризмом, по имени Луиса де Гонгоры, явившегося основоположником этого направления. Он считал, что искусство должно служить немногим избранным. Средством создания ученой поэзии Гонгора избрал «темный стиль». По его мнению , некоторая неясность выражений побуждает читателя к размышлению, при этом, чтобы постичь смысл, читатель должен обладать большим интеллектуальным потенциалом. И Гонгора сознательно зашифровывает свои поэтические тексты, прибегая к искусственно усложненному синтаксису, используя множество неологизмов, перегружая произведения сложными метафорами и перифразами. Гонгора открывается читателю не сразу, чтобы войти в мир поэта, его нужно изучать, подобно тому, как изучают греческих и латинских авторов. Один из главных исследователей Гонгоры, испанский филолог Дамасо Алонсо, считает, что именно в так называемом «темном периоде» творчества, Гонгора написал самые замечательные стихи. Творчество Луиса де Гонгора и Арготе, которое, как мы увидим, насквозь пронизано мифологическими сюжетами. Например, Гонгора традиционно трактует легенду о несчастной любви уродливого циклопа Полифема к прекрасной нимфе Галатее, которая впервые была изложена в «Одиссее» Гомера. В поэме «Одиночества» поэт, как истинный художник эпохи Барокко, использует мифологические аллюзии для выражения реального плана, который, как выясняется, на самом деле предельно прост.
Источник

Испанский культеранизм, отмеченный чертами маньеризма, не сделался ведущим направлением эпохи, ибо по самой сути своей он был в значительной степени кризисным явлением, а потому переходным. Немалую роль в дискредитации «гонгоризма» сыграли один из последних великих возрожденцев, Лопе де Вега, и представители нового века — Франсиско де Кеведо, Хуан де Хуареги и многие другие антигонгористы.
Источник

Биография: 

Принадлежал к знатному, но обедневшему дворянскому роду. Родился в Кордове. В четырнадцатилетнем возрасте принял монашеский постриг и, завершив образование, стал клириком. В 1585 г. получил место архидиакона Кордовского собора. В 1617 г. добивается назначения королевским капелланом, почетная и скудно оплачиваемая синекура. В марте 1626 г. заболевает расстройством мозгового кровообращения, теряет память. Больным и нищим возвращается Гонгора умирать в родной город.
В википедии
Биография на Академике

Один из крупнейших поэтов Испании. Дитя противоречивого времени, совмещал в своей личности не

Кеведо Франсиско де

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Франсиско Гомес де Кеведо и Сантибаньес Вильегас Francisco G?mez de Quevedo y Santib?ez Villegas
Информация об авторе
Даты жизни: 
1580-1645
Язык творчества: 
испанский
Страна: 
Испания
Творчество: 

Стихи Кеведо были представлены в известной антологии Педро де Эспиносы «Цветник прославленных поэтов» (1605), но собраны в одно и опубликованы были только после смерти автора. Кеведо — один из двух, наряду с Гонгорой, признанных лидеров поэзии испанского барокко, автор политических, философских и религиозных сочинений, крупнейший сатирик — автор сборника повестей «Сновидения» (1606—1623), плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (1626), сатирической панорамы «Час воздаяния, или Разумная Фортуна» (1636, изд. 1650).

В сети интернет:
На сайте Кулички
На Альдебаране
В библиотеке Мошкова
В электронной библиотеке Litru
В библиотеке испанской литературы
В викитеке

***

Безобразный, уродливый мир, открывающийся на страницах произведений Кеведо, предстает воплощенным в образах, в которых реальные пропорции подвергаются систематическому искажению и сдвигу. Не случайно важнейшее из выразительных средств, к которому прибегает автор на протяжении всего творчества, - гротеск, карикатурная деформация действительности. Способы, с помощью которых он добивается этого, чрезвычайно разнообразны. Один из них - нарочитое столкновение возвышенного, идеального плана с реальным, более того - пошлым и вульгарным. В частности, просторечье и даже воровской жаргон соседствуют в произведениях Кеведо со словами высокого стиля.
Динамизм, необычная подвижность, многоликость характерны и для языка Кеведо-писателя, бывшего ярым приверженцем так называемого консептизма. Смысл этого стилевого направления, ориентированного на сравнительно узкий круг "избранных" читателей, заключается в стремлении вскрыть с помощью немногих слов возможно большее число глубинных и неожиданных связей между различными объектами. Слово в консептизме испытывает чрезвычайно большую, иногда даже чрезмерную нагрузку, ибо писатель часто строит произведение на парадоксальном сопоставлении, столкновении двух или нескольких образов, связь между которыми раскрывает предмет либо явление с неожиданной стороны.
"Я сам себя покинул, ибо собственная моя душа оставила меня в слезах, разбитым"
Биография: 


Знаменитый испанский поэт, сатирик, критик, моралист, политик и философ.
Отец его был секретарем четвертой жены Филиппа II, Анны Австрийской. В Алькальском университете Кеведо научился греческому и латинскому языкам, а позже овладел языками арабским, еврейским, французским и итальянским; имел также обширные сведения по юриспруденции, математике, астрономии, политике, философии. Кеведо искусно владел оружием, был склонен к донжуанству и отличался страстной любовью к чтению.
Брокгауз и Ефрон

Выпускник двух провинциальных университетов, удачливый донжуан и заядлый дуэлянт (с его-то хромотой и близорукостью), Кеведо взлетал до степеней известных. Был министром финансов испанского Неаполя и секретарем самого Филиппа IV (“секретарем без секретов” – лаконичная и трезвая самооценка) и оттого падал вместе с опальными патронами с особо болезненной высоты. На самое дно. В ссылках и тюрьмах этот потомок знатного рода, питомец двора, провел в общей сложности треть жизни. Странно, что Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса не подвергли аутодафе, потому что вердикт светской и инквизиторской цензуры обозвал автора “Пройдохи Паблоса” и еще восьми толстых томов испаноязычных сочинений доктором бесстыдства, лиценсиатом шутовства, бакалавром гнусностей, профессором пороков и протодьяволом среди человеков”.
Источник

Испанский философ и писатель Мигель де Унамуно однажды сказал о себе, что «болен Испанией». Так

Архангельский Александр

Средняя оценка: 6 (2 votes)
Полное имя автора: 
Александр Григорьевич Архангельский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1889-1938
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

Скачать эпиграммы и пародии
В Киевской городской библиотеке
В библиотеке Мошкова

***
К. Глинка. Об искусстве пародии. - интересная беседа о жанре. Правда, Архангельский здесь упоминается вскользь, к слову. Но публикация сопровождается солидным библиографическим списком статей и книг о жанре пародии.
Е. Евтушенко. Портретист без автопортрета.
***
"В советской лит-ре имеется уже ряд П. (сб. П. Архангельского, Швецова, Арго). П. часто была направлена против враждебных кулацких, мещанских тенденций в литературе. Однако не всегда она была достаточно остра; так напр. пародии Архангельского на Клычкова и др. метко имитировали чуждый стиль, но почти не раскрывали его классового лица. Одна из важнейших задач советской П. — очищение социалистической литературы от мелкобуржуазных литературных пережитков, от реакционных влияний буржуазной лит-ры". (из Литературной энциклопедии, 1934 г.)
***
Е. Иванова. Александр Архангельский. - вступительная статья к сборнику пародий эпиграмм Архангельского, изданному в 1988 году. 

Биография: 

Сама жизнь - путь к смерти

Средняя оценка: 6.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Томас Мор, Thomas More
Информация о произведении
Полное название: 
LVII. Сама жизнь - путь к смерти
История создания: 

   LVII. Сама жизнь - путь к смерти

	   Мы пустословим, и смерть далеко, далеко - полагаем,
                Но в средоточье нутра тайно сокрыта она.  

Епиграмма Свифтова, переведена с аглинского

Средняя оценка: 5.4 (5 votes)
Полное имя автора: 
Джонатан Свифт, Swift Jonathan
Информация о произведении
Полное название: 
Епиграмма Свифтова, переведена с аглинского

Ну льзя ль, в ком есть ума хоть мало,
Подумать, что ветчинно сало
Имеет силы раздражать
Того, кто в небесах гремит? -
И что сухарь тому, кто ест его, послужит,
Всесильного обезоружит?

Макиавелли Никколо

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация об учёном
Даты жизни: 
03.05.1469 - 21.06.1527
Научная биография: 
Из-за бедности семьи не мог позволить себе поступить в университет. Занимался самообразованием.
Описывал (документировал) как исторические события, в которых сам принимал участие. Фундаментальные исторические и политические труды писал в ссылке.
Научные сочинения относятся к истории и политической сфере:
История Флоренции,
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия,
О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны,
Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини,
Государь (Князь),
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Макиавелли Николо Никколо Макьявелли.
Дипломат, историк и политик, идеи и сочинения которого актуальны до сих пор.

Прутков Козьма

Средняя оценка: 8.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Козьма Петрович Прутков
Информация об авторе
Даты жизни: 
1801-1863
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия
Творчество: 
Биография: 

Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, в государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1801 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл в этой службе всего два года с небольшим, в гусарах.
Вступив в Пробирную Палатку в 1823 году, он оставался в ней до смерти. Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом — и орден св. Станислава 1-й степени.
До 1850 г., именно до случайного своего знакомства с небольшим  кружком молодых людей, состоявшим из нескольких братьев Жемчужниковых и  двоюродного их брата, графа Алексея Константиновича Толстого, - Козьма Петрович  Прутков и не думал никогда ни о  литературной,  ни  о  какой-либо  другой  публичной

деятельности. Он понимал себя только усердным чиновником Пробирной Палатки и далее служебных успехов не мечтал ни о чем. В 1850 г. граф А. К.  Толстой  и Алексей Михайлович Жемчужников, не предвидя серьезных последствий  от  своей затеи, вздумали  уверить  его,  что  видят  в  нем  замечательные  дарования драматического творчества. Он,  поверив  им,  написал  под  их  руководством комедию "Фантазия", которая была исполнена на сцене с.-петербургского Александрийского театра, в высочайшем присутствии, 8 января 1851 г., в бенефис тогдашнего любимца публики, г. Максимова 1-го. В тот же вечер, однако, она была изъята из театрального репертуара, по особому повелению; это можно объяснить только своеобразностью сюжета и дурною игрою актеров.
 Эта первая неудача не охладила начинавшего  писателя  ни  к его  новым приятелям, ни к литературному поприщу. Он, очевидно, стал уже верить в  свои литературные дарования. Притом упомянутый Алексей  Жемчужников  и  брат  его Александр ободрили его, склонив заняться  сочинением  басен.

Ссылки на общественную деятельность: 

Им написаны правительственные  проекты,  в котрых он проявил себя как  смелый  и решительный  администратор  (см.  его  проект:  "О  введении  единомыслия  в России", напечатанный без этого заглавия, при его некрологе, в "Современнике", 1863 г., кн. IV).


Ленты новостей