искусство

Страстная неделя

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Луи Арагон Louis Aragon
Информация о произведении
Полное название: 
Страстная неделя La Semaine sainte
Дата создания: 
1958
История создания: 

 Роман написан в эпоху господства во Франции идей "конца романа" и абстракционизма в области изобразительного искусства. Ответом Арагона является эпического размаха исторический роман и рассуждения главного героя - Жерико о правдивости искусства.

Подробнее http://svv1964.blogspot.com/#ixzz1DyTqoC5s

 Страстная неделя La Semaine sainte

Язык в изгнании (окончание)

Ницше, благодаря радикализму мышления и чистому, пленительному стилю письма, одно время - как раз тогда, когда произведения его находились в социалистической Венгрии под запретом, - был, можно сказать, моим главным учи

Язык в изгнании

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Имре Кертес
Информация о произведении
Полное название: 
Язык в изгнании
Дата создания: 
2000
История создания: 

Речь, произнесенная в берлинском театре "Ренессанс"

Речь не об языке в эмиграции, речь о языке, отчужденном диктатурами двадцатого века в пользу безжалостного тотального Мы, и о пережиточной личности, которой оставлено выбирать между этим новоязом гонителей и скудным

Ненужный интеллигент (окончание)

Но одновременно сей факт изобличает и главное качество тоталитарного мира: это мир преступный, и изображать его можно только лишь как преступный мир. Впрочем, так получается слишком просто.

Ненужный интеллигент

Средняя оценка: 7 (2 votes)
Полное имя автора: 
Имре Кертес
Информация о произведении
Полное название: 
Ненужный интеллигент
Дата создания: 
1993
История создания: 

Лекция в Евангелической академии в Тутцинге

О своеобразном привилегированном классе писцов, взращенных тоталитарными диктатурами, их симбиотическими отношениями с этими диктатурами, тайными притязаниями на духовное лидерство, самодовольством причастных к

Об искусстве

Средняя оценка: 5.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лев Николаевич Толстой
Информация о произведении
Полное название: 
Об искусстве
Дата создания: 
1889
История создания: 

Опубликовано 1927 

Весной 1889 г. редактор журнала "Русская мысль" Гольцов собирался прочитать лекцию "О прекрасном в искусстве". Для лекции он попросил Толстого дать определение искусства и осветить вопрос "о сознательных элементах в художественном творчестве".
Запись Гольцова со слов Толстого не сохранилась. Затем Толстой записал тезисы, которые вошли в лекцию, и, затем - в статью Гольцова.
Однако Толстой вернулся к тезисам и несколько раз переделывал их.  Дальнейшую работа над ними была отложена ради Крейцеровой сонаты.

ОБ ИСКУССТВЕ

Кирилл Медведев: «Интеллектуал – не привилегия!»

Средняя оценка: 6 (5 votes)

Интервью, взятое у поэта Кирилла Медведева Алексеем В. Цветковым (2009) для сайта Рабкор.ру ("несколько стратегически важных вопросов").

Земля под ее ногами

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ахмед Салман Рушди, Ahmed Salman Rushdie
Информация о произведении
Полное название: 
Земля под ее ногами; The Ground Beneath Her Feet
Дата создания: 
1999
История создания: 

     В жизни Рушди есть своя, частная интрига с рок-н-роллом. Поэтому он знает, о чем пишет. В шестидесятые он сам скитался по лондонским сквотам, "клубился" в таких культовых местах, как "UFO", ночевал на втором этаже психоделического бутика "Granny Takes A Trip" (убедительно воспроизведенного в романе под именем "The Witch Flies High"), где его пути пересекались с путями Эрика Клаптона, Брайана Джонса и других "легенд британского рока". И совсем не случайно то, что убежище от фетвы он обрел в доме Боно из U2 (VTO — "we too", U2 — "you too": реверанс очевидно в чью сторону).
     Боно ответил любезностью на любезность, создав музыку к тексту песни VTO, давшей название роману. "Ground Beneath Her Feet" сыграна, записана и выпущена в свет. Легенда о рок-н-ролле логическим образом сама стала частью легенды рок-н-ролла. Интересно, что миром рок-н-ролла книга встречена при этом, прямо скажем, в штыки. "Spin", "Q" и "Rolling Stone" откликнулись на роман рецензиями, выдержанными в духе от скептического до раздраженно-брюзгливого. Мадонна — демонстративно, на глазах у журналистов — выбросила присланный автором толстенный недочитанный том в мусорный бак.

     Ли Харви Освальд промахнулся, Никсон так никогда и не пришел к власти, а главной рок-группой мира стала «VTO» - дуэт гениальног

[Литературное завещание]

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Франц Кафка
Информация о произведении
Полное название: 
[Литературное завещание]
Дата создания: 
1921,1922
История создания: 

"По свидетельству Макса Брода, Кафка не оставил официального завещания. Среди бумаг в его письменном столе была найдена написанная чернилами и адресованная Броду маленькая записка. Затем был найден другой, написанный карандашом лист. Поскольку в нем упоминается новелла «Голодарь», которую Кафка написал весной 1922 года, это «завещание» можно предположительно датировать 1922 годом. Обе записки были опубликованы Бродом в его послесловии к роману «Процесс»."
комментарий на http://jewish-library.ru/kafka/zaveschanie_frantsa_kafki/

 

                         

Адресованы Максу Броду

                         * * *

 I

Толcтой и Шекспир

Средняя оценка: 8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Джордж Оруэлл
Информация о произведении
Полное название: 
Толcтой и Шекспир, Tolstoy and Shakespeare
Дата создания: 
1941
История создания: 

Первая публикация: Listener, (Радиовыступление на Би-Би-Си; служба вещания для зарубежных стран, 7 мая 1941 г.). — ВБ, Лондон. — 5 июня 1941 г.

Ответ на статью Толстого "О Шекспире и о драме"

Степной волк

Средняя оценка: 8.8 (6 votes)
Полное имя автора: 
Герман Гессе, Hermann Hesse
Информация о произведении
Полное название: 
Степной волк, Der Steppenwolf
Дата создания: 
1927
История создания: 
 Роман «Степной волк» – одно из самых знаменитых произведений Гессе – до известной степени автобиографичен. Он отражает сильнейший духовный кризис в жизни писателя, имевший место в середине 20-х гг. 11 января 1924 г. Гессе вступил во второй брак с молодой певицей Рут Венгер. Брак оказался неудачным, писатель уже через несколько недель покинул Базель и уехал в Монтаньолу. Отношения между супругами оставались натянутыми и после возвращения Гессе в Базель в ноябре 1924 г. Его тогдашняя базельская квартира, а также ее владелица Марта Рингье описаны автором в романе. Почти всю зиму 1925 г. Гессе работал в университетской библиотеке в Базеле над составлением антологии «Классический век немецкого духа. 1750–1850». После кратковременной совместной поездки супругов в Германию в декабре 1924 г. Гессе виделся с Рут Венгер крайне редко. Ощущение заброшенности, невозможности наладить контакт с окружающим миром, настроение безысходности и отчаяния все больше и больше овладевали им. Неоднократно мелькает и мысль о самоубийстве. Над романом Гессе начинает работать еще в Базеле и продолжает затем в Монтаньоле и Цюрихе. Однако отдельные его аспекты и мотивы были предвосхищены еще в прозаическом фрагменте «Из дневника одного отщепенца» (1922) и – более ярко и непосредственно – в лирической параллели романа, стихотворном сборнике «Кризис. Отрывок из дневника Германа Гессе», написанном зимой 1926 г. Полностью сборник был опубликован лишь в 1928 г. в издательстве Фишера.
«Степной волк» являет собой исповедь буржуазного интеллигента, пытающегося преодолеть собственную болезнь, но главное – болезнь времени, следствием которой является его духовный недуг, посредством беспощадного самоанализа, «попыткой сделать самую эту болезнь объектом изображения». При всей обнаженности кризисной проблематики, при всей бескомпромиссности критики, в романе речь идет не столько о самой болезни, сколько о путях избавления от нее. На это обстоятельство постоянно обращал внимание писатель. В послесловии к швейцарскому изданию романа он писал: «Разумеется, я не могу, да и не хочу предписывать читателю, как ему следует понимать мой рассказ. Пусть каждый возьмет из него то, что сочтет для себя подходящим и нужным! Тем не менее мне было бы приятно, если бы многие из читателей заметили, что история Степного волка хоть и изображает болезнь и кризис, но не болезнь, которая ведет к смерти, не гибель, а ее противоположность: исцеление». В данной связи следует отметить два автобиографических факта, нашедших прямое отражение в романе. Во первых, это психоаналитические беседы писателя с учеником знаменитого цюрихского психиатра К. Г. Юнга доктором И. Б. Лангом, имевшие место вначале 1926 г. Они несомненно повлияли на описание в романе поисков путей и средств преодоления духовного кризиса, в котором находились как сам писатель, так и его герой. Далее – это мир «элементарных» чувств, который Гессе впервые открыл для себя в те годы в джазовой музыке, в модных американских танцах и ночной жизни швейцарского города 20-х гг. Зимой 1926 г. Гессе специально брал уроки танца у Юлии Лауби Онеггер (прототип Гермины в романе «Степной волк») и часто появлялся на масленичных карнавалах и маскарадах Цюриха. Атмосфера эротики и экстаза, пережитая Гессе на одном из таких ночных балов в гостинице «Бор о Лак», воспроизведена в романе в сценах маскарада в залах «Глобуса». Работу над рукописью «Степного волка» Гессе заканчивает в январе 1927 г. Пять месяцев спустя, к пятидесятилетию писателя, роман выходит в издательстве Фишера. Сам образ Степного волка – сложный, имеющий свою историю в творчестве писателя символ.
Мотив «волка» впервые появился у Гессе в маленьком реалистическом рассказе «Волк» (1907) – истории молодого зверя, затравленного и убитого в холодную зимнюю ночь крестьянами швейцарской деревни. Позже, в начале 20-х гг., Гессе часто сравнивает сам себя с попавшим в западню «степным зверем», пытающимся вырваться на свободу, «заблудшим в дебрях цивилизации», тоскующим по приволью «родных степей». Однако в том виде, в каком символ «волка» представлен в романе, он появляется лишь в 1925 г. в лирическом дневнике «Кризис». Кроме метафорического, символ «степного волка» имеет по меньшей мере троякий смысл: мифологический, философский и психологический. «Волк» – один из зооморфных символов, наиболее часто встречающийся в мифологиях разных народов. В большинстве случаев он есть олицетворение демона зла, результат неподчинения Евы. В христианской символике средневековья «волк» нередко отождествляется с чертом, выступая в этом своем значении и в литературе XX в. В философском значении символ «степного волка» восходит к ницшеанскому противопоставлению стадного человека и «дифференцированного одиночки», которого Ницше в отдельных случаях называет «зверем», а также и «гением». «Волк» выходит на свет вследствие борьбы и столкновений самоанализа. Он есть вместе с тем и попытка высвобождения чувственного дионисического мира из многовекового ига христианской цивилизации, выражение стремления личности к душевной свободе. В психологическом плане «степной волк» как бы символизирует те сферы человеческой психики, которые считаются вытесненными в подсознание. Поскольку в романе речь идет о снятии противоречий внутренней жизни и продвижении к психической целостности, символ «волка» указывает на ту темную сторону психики героя, которую надлежит вывести из глубин и примирить с сознательной жизнью. Поэтому важно понять, что развитие «волчьей» стороны индивида у Гессе выражает в романе не падение человека, а способствует процессу создания гармонически развитой, цельной личности.

/В библиотеке ВВМ/


http://img136.imageshack.us/img136/4735/9509.jpg

Несколько положений

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Борис Леонидович Пастернак
Информация о произведении
Полное название: 
Несколько положений
Дата создания: 
1918,1922
История создания: 

 Опубликована в альманахе Современник в 1922

 Несколько положений

1
Когда я говорю о мистике, или о живописи, или о театре, я говорю с той миролюбивой необязательностью, с какой рассуждает обо всём свободомыслящий любитель.

Человек во вселенной

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Человек во вселенной
Дата создания: 
до 2007 года
История создания: 

Интервью, данное Леви-Строссом Константину фон Барлевену и Галине Наумовой в рамках междисциплинарного проекта «Интеркультурная библиотека ХХ века»

 


 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img338.imageshack.us/img338/2766/ind13.jpg
http://img338.imageshack.us/img338/4409/drevo.jpg

Согласны ли Вы с тем, что современная цивилизация находится сегодня на том этапе своего развития, когда культуры Запада должны осознать необходимость учиться у культур, некогда называемых «третьим миром», так к

Ленты новостей