стихи

Неоконченная песня

Средняя оценка: 5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Александр Галич
Информация о произведении
Полное название: 
Неоконченная песня
Дата создания: 
1964
История создания: 

 

Старики управляют миром,
Суетятся, как злые мыши,
Им по справке, выданной МИДом,
От семидесяти и выше.

Откружили в боях и в вальсах,
Отмолили годам продленье,
И в сведённых подагрой пальцах

Здесь, в глуши деревенской

Средняя оценка: 7.4 (8 votes)
Полное имя автора: 
Тао Юань-Мин (Тао Цянь)
Информация о произведении
Дата создания: 
406
История создания: 

Из цикла «Возвратился к садам и полям»
перевод Эйдлина

Цикл скорее всего написан после окончательного ухода с государственной службы в 406 г.

Здесь, в глуши деревенской,
   дел мирских человеческих мало:
Переулок убогий
   чуть тревожат повозка и конь.

Белый день наступает,
   и терновую дверь затворяю,

Я поставил свой дом

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Тао Юань-Мин (Тао Цянь)
Информация о произведении
История создания: 

Входит в цикл За вином

Я поставил свой дом
   в самой гуще людских жилищ,
Но минует его
   стук повозок и топот коней.

Вы хотите узнать,
   отчего это может быть?
Вдаль умчишься душой,

Если в мире есть жизнь

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Тао Юань-Мин (Тао Цянь)
Информация о произведении
История создания: 

Из цикла Поминальная песня

Если в мире есть жизнь,
   неизбежна за нею смерть.
Даже ранний конец
   не безвременен никогда.

Я под вечер вчера
   был ещё со всеми людьми,
А сегодня к утру

Скоро тысячелетье...

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Тао Юань-Мин (Тао Цянь)
Информация о произведении
История создания: 

Включают в цикл стихов  «За вином»

Скоро тысячелетье,
   как заброшен путь правды, дао:
Люди, люди обычно
  слишком любят свои заботы.

Вот вино перед ними,
  им его не хочется выпить:
Привлекает их только

Тао Юань-мин

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Тао Юань-Мин (Тао Цянь)
Информация об авторе
Даты жизни: 
365-427
Язык творчества: 
китайский
Страна: 
Китай
Творчество: 

Поэзия Тао Юань-Мина получила признание не сразу. В критическом трактате, написанном примерно через 50 лет после его смерти, он не упомянут совсем. В хронике, составленной в 488 г., он упомянут как отшельник (при том, что написал хронику поэт). Впервые о нём упоминают как о поэте в 5 веке. В трактате "Категории стихотворений" Чжун Жун вносит Тао Юань-Мина во 2-ую по таланту и значимости категорию поэтов, отмечает лаконичность и ясность его стихов, его нравственную силу, но не видит особо замечательного в его выражениях. При этом Чжун Жун защищает поэта от тех, кто видит в его поэзии не более, чем крестьянскую речь.
В 6 веке были собраны стихотворения Тао Юань-Мина. 
Для поэтов танской эпохи (618-907) - эпохи наивысшего расцвета поэзии Тао Юань-Мин становится образцовым поэтом и образцом нравственности. 
По традиции он считается вторым по времени великим поэтом после Цюй Юаня (4-3 века до н.э.).

Первый европейский исследователь творчества Тао Юань-Мина - В.М.Алексеев сравнивал его значение для китайской поэзии со значением Пушкина для русской.

Поэтическое творчество Тао-Юань-мина, Се-Лин-юня, Бао-Чжао  

Эйдлин - Простая жизнь

Тао Юаньмин — Википедия

Федоренко Н. Т. [Рецензия]. — С. 463—467. — Рец. на кн.: Эйдлин Л. Тао Юань-мин и его стихотворения. — Б. м.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1967. — 494 с.;

China ABC----Пятнадцатая глава: Классическая литература:?Идиллик ...

В китайской Википедии

Сады Востока  

Сборник: Китайская классическая поэзия

Dragon's Nest |Стихи и песни о Драконах | Тао Юань-мин

ЛЕВ ЭЙДЛИН

Биография: 

Image Hosted by ImageShack.us

Жил в нынешней провинции Цзянси в эпоху крушения государства Восточная Цзинь и установления новой династии Сун (с 420). Предки его бывали чиновниками самого высокого ранга, но ко времени его рождения семья обеднела. Несколько раз поступал на государственную службу, но всякий раз вскоре оставлял её. Последний раз оставил службу в возрасте 41 год. После этого жил в "крестьянской бедности" (хотя считается, что вряд ли это значит, что был крестьянином), в одиночестве.
Во время жизни Тао Юань-Мина происходило длительное крестьянское восстание Сунь Эня. В 410 в местности, где жил поэт, произошло одно из крупнейших сражений между повстанцами и правительственными войсками.
Эйдлин - Простая жизнь

Тао Юаньмин — Википедия

Простота и строгость формы, ясное содержание - вот черты поэзии Тао Юань-Мина. Его стихи доступны и конкретны.

Зарубежная поэзия в переводах Юнны Мориц

переводы
Романсы об инфантах Лара
Мигель Эрнандес
Моисей Тейф
Умберто Саба
Сесар Вальехо
Яннис Рицос
Георгос Сеферис

Целан Пауль

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Пауль Целан, Paul Celan (Пауль Анчель, Paul Antschel)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1920-1970
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Румыния, Украина, Австрия, Франция

«Стихотворения – это скорее попытка вступить в противостояние с действительностью, попытка присвоить действительность, сделать ее зримой».

Изречения

Средняя оценка: 7 (4 votes)
Полное имя автора: 
Себастьян Брант/ Sebastian Brant
Информация о произведении
Полное название: 
Изречения
Дата создания: 
16 век

Изречения

Спрячь недовольство, хмурость, злость,
Когда к тебе приходит гость.
Радушье теплым встреть его,
Себя уважишь самого.

Коль сбился твой сынок с пути,
Не медли: розгу в ход пусти,

Грусть позади

Средняя оценка: 7.8 (9 votes)
Полное имя автора: 
Умберто Саба (Поли) Umberto Saba (Poli)
Информация о произведении
Полное название: 
Грусть позади
Дата создания: 
1912
История создания: 

Из книги Триест и женщина (1912)

Грусть позади

Нежный привкус воспоминания остаётся во рту,
когда едят этот хлеб в остерии бедной,
на отшибе, в захламленном, грязном порту.

И мне нравится здешнего пива горечь,

Из книги Автобиография

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Умберто Саба (Поли) Umberto Saba (Poli)
Информация о произведении
Полное название: 
Автобиография
Дата создания: 
1923
История создания: 

Перевод 1-го стихотворения был после отъезда Бродского из СССР опубликован в книге: Умберто Саба. Книга песен. Москва, Художественная литература. 1974 под именем Н.Котрелева - поэта, литературоведа и переводчика-итальяниста (историю публикации см. Журнальный зал | НЛО, 2000 N45 | Евгений Солонович - Под чужим именем.)

    (фрагменты)

     

    1

     

    Был в пелену солоноватой влаги
    завернут мир безрадостного детства,
    но из чернил возникли на бумаге
    зеленый склон и хохолок младенца.

     

Саба Умберто

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Умберто Саба (Поли) Umberto Saba (Poli)
Информация об авторе
Даты жизни: 
09.03.1883-25.08.1957
Язык творчества: 
итальянский
Страна: 
Италия
Биография: 

Родился в Триесте, который входил тогда в состав Австро-Венгрии, в семье торгового агента - венецианца из знатной семьи Уго Эдуардо Поли и триестинской еврейки Фелиции Рахили Коэн. Его отец принял иудаизм, чтобы жениться на матери. Однако родители расстались ещё до рождения сына, отец вынужден был покинуть Триест, т.к. был итальянским гражданином и сторонником ирредентизма (т.е. присоединения к Италии всех населённых итальянцами территорий, в т.ч. Триеста). Впервые Умберто увидел своего отца в 20 лет.
Большую роль в жизни Умберто сыграла кормилица словенка Жозефа Габрович Шкобар или, как её называли, Пеппа или Пеппа Сабац. Несколько лет он жил в её доме. Пеппа, у которой недавно умер сын, стала его второй матерью. Впоследствии в стихах он изображает годы жизни у Пеппы как счастливейшие.
После возвращения в дом семейства Коэн, он воспитывается матерью и 2-мя тётками, которые занимались также торговлей мебелью в своём магазине. Успехи в школе Данте Алигьери были ниже среднего. Решено, что он пойдёт по торговой линии (как обычно в семье Коэн). Работает некоторое время учеником (после третьего или четвёртого класса) в одном из торговых домов Триеста. Закончил среднее образование в Королевской Академии торговли и навигации. Некоторое время служит юнгой на торговом судне.
В 1903 г. поступает в университет в Пизе. Изучает сначала итальянскую литературу, затем археологию, немецкий язык и латынь. В начале 20 века пытается заниматься скрипкой. В 1904 г. из-за ссоры с другом скрипачом Уго Кьеза впадает в депрессию, которая со времен разовьётся в серьёзное нервное заболевание, и решает вернуться в Триест. В это время он писал стихи и заметки для газеты. Первые стихи подписывает Умберто Шопен Поли.
Посещает Д'Аннунцио в Версилье. В 1905 г. пишет заметки в газету о пешем путешествии по Черногории. Посещает в эти годы кафе Россетти, место встреч молодых интеллектуалов. Там он общается, в частности, с будущим поэтом Вергилио Джиотта.
На следующий год переселился на два года во Флоренцию, где посещал кружок "vociani", общался с Джузеппе Папини и Джузеппе Предзолини. Пишет в газету "Voce".
Во время одного из приездов в Триест познакомился с Каролиной Вельфлер (Лина его стихов), на которой позже женился.
Будучи гражданином Италии в 1907-1908 гг. был на срочной службе в итальянской армии в Салерно. Вернулся в Триест в сентябре 1908 г.
По возвращении женился на Каролине (1909). В 1910 родилась дочь Линучча.
В 1911 на собственные средства издаёт первую книгу Стихи, впервые использует псевдоним Саба (происхождение неизвестно - может быть от имени кормилицы, от еврейского Саба - хлеб, дедушка в честь прадеда Samuele David Luzzato).
Серьёзная ссора с женой в 1911 году приводит к душевному кризису и служит материалом для 2 новых книг стихов. В 1910-1913 гг. кроме стихов пишет рассказы из еврейской жизни, поставлена драма в местном театре (единственная в творчестве Сабы). В это время пути развития Сабы как поэта и основного потока итальянской поэзии становятся противоположными.
Для преодоления кризиса в семейной жизни в 1913 г. вместе с семьёй переезжает сначала в Болонью, где сотрудничает в газете Il Resto del Carlino, затем в Милан, где заведует кафе театра Эдем.
В годы первой мировой войны Саба, не интересующийся политикой, склоняется всё же к поддержке позиции вмешательства газеты Il popolo d`Italia, издаваемой Муссолини (за вмешательство в войну на стороне Антанты для присоединения Триеста и др. австрийских территорий, населённых итальянцами).
Призван на военную службу в Касальмаджоре в лагерь австрийских военнопленных, как писарь, затем в 1917 на аэродром в Талиедо для заготовки древесины для самолётов.
В это время читает Ницше и в результате ухудшения психического состояния попадает в военный госпиталь в Милане (1918).
После войны вернулся в Триест, и на протяжении нескольких месяцев, то директор одного из кинотеатров, владельцем которого является вместе с родственником, то писал текст рекламы для Леони фильм, купил библиотеку антиквара Mayl?nder в партнерстве с философом Джорджио Фано, благодаря наследству от тети Регины. Он стал единственным владельцем магазина антикварной книги в ближайшее время, поскольку Фано уступил свою долю. До 1938 г. магазин стал основным источником дохода, позволявшим достаточно времени уделять поэзии.
В 1921 г. издал первый вариант своей Книги песен (Il canzoniere). В дальнейшем дважды переиздавал, дополняя новыми стихами. С 1922 г. дружба с Джакомо Бенедетти и сотрудничество в Primo Tempo. В 1926 г. вошёл в группу писателей, сотрудничавших в журнале Solaria (до 1934 г.) Посвящённый Сабе отдельный номер журнала (1928) означал окончательное признание его как поэта.
В 1929-1931 гг. обострение нервной болезни заставило обратиться к помощи психоанализа: Вайсс, ученик Фрейда, провёл курс лечения.
В 1938 г. из-за расовых законов Саба передал магазин своему служащему, а сам уехал в Париж. В 1939 г. вернулся в Италию, но в Рим, где без успеха пытается ему помочь Унгаретти, затем едет опять в Триест. После 8 сентября 1943 г. бежит с женой и дочерью во Флоренцию, где скрывается, часто меняя квартиры. Помощь в этом, рискуя собой, ему оказывают Монтале и Карло Леви.
После войны живёт 9 месяцев в Риме, затем 10 лет в Милане. Сотрудничает в Коррьере делла Сера. Становится в 1946 г. первым лауреатом премии Виареджо.
Крестится в католичество, но его брак не был преобразован.
В 1955 г. после смерти жены помещён в больницу Гориции, которую покинул только на похороны жены.

Статуя Сабы на улице Триеста

Умберто Саба в итальянской Википедии
Умберто САБА
Саба в Большой Советской энциклопедии
Саба Умберто

Ссылки на общественную деятельность: 


Справочники указывают иногда, что принадлежит к литературному течению герметизм.

Рыжий Борис

Средняя оценка: 5.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Борис Борисович Рыжий
Информация об авторе
Даты жизни: 
1974 - 2001
Язык творчества: 
русский
Страна: 
СССР, Россия
Творчество: 

Стихотворения Бориса Рыжего в сети:

-  на сайте Вавилон,
- в газете «Наука Урала»,
- на сайте Стихи. ру,
- в литературном альманахе Ликбез,
- на сайте Виртуальный клуб поэзии,
- в Журнальном зале,
- на сайте ИНфоарт,
- на сайте Позднее окно
________
Б. Рыжий. Роттердамский дневник

* * *
Страница, посвященная Рыжему на сайте Новая литературная карта России
Страница на сайте Люди со статьей Е.Евтушенко "Беззащитно бескожий" из антологии "Десять веков русской поэзии"
О Рыжем на сайте литературного альманаха Ликбез
* * *
А. Пурин. Под небом, выпитым до дна (Б. Рыжий)
Ю. Казарин. Народный поэт Борис Рыжий
О Рыжем на сайте журнала "Стороны света", там же о нем
1 глава из монографии о Б. Рыжем на сайте Литсовет
Статья в "Литгазете" к тридцатилетию Б. Рыжего
С. Лурье. Поэт Рыжий, синие облака
Н. Коляда. По есенинскому следу...
А. Бокарев. Над великой рекой постою... (Интертекст Серебряного века в поэзии Бориса Рыжего) - размышления студента- филолога
О Рыжем в интернет-журнале Пролог
А. Марченко в "Литературной газете" о мышиной возне вокруг всяческих премий и Борисе Рыжем
Д. Артис. Немного о Борисе Рыжем...

* * *
Предисловие к посмертному изданию Б. Рыжего
Рецензия на единственный прижизненный сборник стихотворений "И все такое..."

Биография: 

     Борис Борисович Рыжий родился 8 сентября 1974 года в г.Челябинске в семье горного инженера.
     В связи с переводом отца по службе в 1980 году семья переехала в г.Свердловск и поселилась в заводском районе Вторчермет, население которого и уклад жизни хорошо описаны в стихах Бориса. В 14 лет он был чемпионом города по боксу и имел соответствующий имидж у сверстников. "Все думали, что я боксер,/ а я поэт, поэт!.." - напишет он позднее об этом времени. В 1980 году он пошел в школу, которую закончил в 1991-ом. В том же году Борис поступил в Свердловский Горный Институт и женился. В 1993-ом у него родился сын.
     Стихи начал писать рано, с 14 лет. В Горном Институте до сих пор крепки литературные традиции, стихи печатаются в институтской газете, выпускаются поэтические сборники, существует поэтический семинар. 
     В 1997 году Борис закончил Горный Институт и поступил в аспирантуру Института Геофизики Уральского Отделения Академии Наук. В 2000 году после успешного окончания аспирантуры он стал младшим научным сотрудником; опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. 
     Начало 2001 года в смысле поэтических успехов и научных достижений было, пожалуй, лучшим в его жизни. Так казалось, но...
     Всего им написано (и сохранилось в черновиках) более 1300 стихотворений, из которых изданы около 250. Осталась также и неопубликованная проза. Первые серьезные публикации - в журналах "Урал", "Звезда", "Знамя", альманахах "Urbi" и "Арион". Борис также печатался в московских и екатеринбургских газетах и журналах. 
     Некоторое время он был литературным сотрудником журнала "Урал", вел рубрику "Актуальная поэзия с Борисом Рыжим" в газете "Книжный клуб". Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии, стал лауреатом премий "Антибукер" и "Северная Пальмира".
     Борис погиб 7 мая 2001года.
__________________________________
О. Дозморов. Премия Мрамор - воспоминания друга о Б. Рыжем
Рецензия на воспоминания О. Дозморова о Б. Рыжем

Макиавелли Никколо

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация об учёном
Даты жизни: 
03.05.1469 - 21.06.1527
Научная биография: 
Из-за бедности семьи не мог позволить себе поступить в университет. Занимался самообразованием.
Описывал (документировал) как исторические события, в которых сам принимал участие. Фундаментальные исторические и политические труды писал в ссылке.
Научные сочинения относятся к истории и политической сфере:
История Флоренции,
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия,
О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны,
Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини,
Государь (Князь),
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Макиавелли Николо Никколо Макьявелли.
Дипломат, историк и политик, идеи и сочинения которого актуальны до сих пор.

Шкловский Виктор

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1893-1984
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

Список сочинений

* " Собрание сочинений в 3 тт.

* "«Воскрешение слова» ", 1914. Теоретическая работа
* "«Встречи» ", 1944
* "«Второй май после октября». " Историческая проза
* "«В Ясной Поляне». " Историческая проза
* "«Гамбургский счет» ", 1928.
* "«Дневник» ", 1939. Cборник статей
* "«Достоевский» ", 1971. Статья
* "«Жили-были» ". Мемуары
* "«Житие архиерейского служки» ". Историческая проза
* "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
* "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1955
* "«За 60 лет. Работы о кино» ". Сборник статей и исследований.
* "«За сорок лет. Статьи о кино» ". [Вступ. ст. М. Блеймана] , 1965. Сборник статей и исследований.
* "«Иприт» ". Фантастическая повесть в соавторстве с Всеволодом Ивановым
* "«Искусство как прием» ". Статья
* "«Исторические повести и рассказы» ", 1958. Сборник
* "«Константин Эдуардович Циолковский» "
* "«Лев Толстой» ". Биография для ЖЗЛ.
* "«Литература и кинематограф» ", 1923. Сборник
* "«Марко Поло» ". Историческая повесть
* "«Матвей Комаров, житель города Москвы» ", 1929. Повесть
* "«Минин и Пожарский» ", 1940. Историческая проза.
* "«О мастерах старинных» ". Историческая проза.
* "«О Маяковском» ", 1940. Мемуары
* "«О поэзии и заумном языке» ". Теоретическая работа.
* "«О солнце, цветах и любви» "
* "«О теории прозы» ",1925. Теоретическая работа.
* "«Повести о прозе. Размышления и разборы» ", 1966. Основан на переработке старых сочинений:
** "«Художественная проза. Размышления и разборы» ", 1961
** "«Заметки о прозе русских классиков» ", 1953
** "«За и против. Заметки о Достоевском» ", 1957
** "«Заметки о прозе Пушкина» ", 1937
* "«Повесть о художнике Федотове» ". «Капитан Федотов», 1936,( "«Федотов» " в биографической серии ЖЗЛ).
* "«Поденщина» ", 1930
* "«Поиски оптимизма» ", 1931
* "«Портрет» ". Историческая проза
* "«Пять человек знакомых» ", 1927
* "«Развертывание сюжета» ", 1921. Теоретическая работа.
* "«Революция и фронт» ", 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
* "«Розанов» ". Статья
* "«Свинцовый жребий» ", 1914. Поэтический сборник
* "«Сентиментальное путешествие» ". Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
* "«Созрело лето» "
* "«Теория прозы» ", 1925. Теоретическая работа
* "«Тетива. О несходстве сходного» ", 1970. Теоретическая работа
* "«Техника писательского ремесла» ", 1927
* "«Третья Фабрика» ". Автобиографическая проза. 1926
* "«„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа» ", 1921. Теоретическая работа
* "«Удачи и поражения Максима Горького» ", 1926
* "«Ход коня» ", 1923. Сборник
* "«Чулков и Левшин» ", 1933
* "«Эйзенштейн» ". Книга отмечена Государственной Премией.
* "«Энергия заблуждения» ", 1981
* "«Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» ", 1923. Эпистолярный роман
* [http://philologos.narod.ru/shklovsky/prose1983.htm "«О теории прозы» ". 1983.] Теоретическая работа
 

Кинематографические сценарии

Многие из них написаны в соавторстве.

Немое кино

* «Крылья холопа», 1926
* «По закону», 1926. (Экранизация романа Джека Лондона).
* «Предатель», 1926. Режиссер — Абрам Роом.
* «Третья Мещанская», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Ухабы», 1927. Режиссер — Абрам Роом.
* «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
* «Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова
* «Два броневика», 1928
* «Дом на Трубной», 1928. Режиссер — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом
* «Казаки» (Грузия), 1928
* «Овод» (Грузия), 1928
* «Капитанская дочка», 1928
* «Последний аттракцион», 1928
* «Турксиб», 1929. Документальный фильм
* «Американка» (Грузия), 1930.
* «Отчим» (Грузия), 1930

Звуковое кино

* «Молодежь побеждает», (Грузия), 1928.
* «Мертвый дом», 1932. (Экранизация Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
* «Горизонт», 1932. Режиссер — Лев Кулешов
* «Минин и Пожарский», 1939. Режиссер — Всеволод Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
* «Алишер Навои», 1947
* «Далекая невеста», 1948
* «Чук и Гек», 1953
* «Овод», 1955. В гл. роли — Олег Стриженов.
* «Казаки», 1961. Режиссер — Владимир Пронин.
* «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
* «Cказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
* «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970

Телепередачи

Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
* «Жили-были» (1972)
* «Слово о Льве Толстом» (1978)

Виктор Шкловский в библиотеке А.Белоусенко

 

 

 

Биография: 

    Отец – Борис Владимирович Шкловский, преподаватель, содержавший до революции «торговую школу», а также математические «курсы для взрослых», после революции профессор Высших артиллерийских курсов. Мать – Варвара Карловна Шкловская (урожд. Бундель), домашняя хозяйка.
После окончания гимназии поступил на филологический факультет Петербургского университета.
    В 1913 г. состоялось первое публичное выступление Место футуризма в истории языка, вскоре переработанное в брошюру Воскрешение языка. Развивал положения филологов Веселовского и Потебни. Широко использовал термины вИдение, узнавание, остранение. Развивал мысль Потебни о стирании образности языка и провозглашал необходимость разрушения автоматизма. Это должно произойти путём обновления формы. Выступления в составе футуристов на нескольких скандальных мероприятиях принесли Шкловскому известность. Знакомится вэто же время с Мандельштамом и маяковским.
    В 1914 г. ушёл добровольцем  на фронт. После службы на фронте (шофером, был в искровой роте, в прожекторной команде, в гараже штаба и т. д.) с 1915 г. служит в Петрограде инструктором в автомобильной роте. Это позволяет ему продолжать активно участвовать в литературной жизни. Становится однимс из основателей ОПОЯЗа (Общества изучения теории поэтического языка).
    Февральскую революцию встречает в чине старшего унтер-офицера, выбирается членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве представителя дивизиона участвует в работе первого Петроградского совета. Помощником комиссара Временного правительства отправляется на Юго-западный фронт, где получает ранение и Георгиевский крест 4-й степени за храбрость. Крест вручил ему Корнилов.
    Известие об Октябрьской революции доходит до Шкловского в Персии, где он опять в качестве помощника комиссара Временного правительства участвует в эвакуации русских войск.
    После возвращения в Петроград вступает в боевую эсеровскую организацию и участвует в заговоре. После его провала бежит в Поволжье, где, скрываясь некоторое время в сумашедшем доме, пишет очередную книгу. Оттуда он отрпавляется в Киев, служит там в 4-м автопанцирном дивизионе, выводит из строя броневики, засыпав сахар в жиклеры, участвует в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского (Шкловский этого времени изображён в "Белой гвардии" Булгакова как Шполянский).
    С группой возвращающихся из Австрии бывших русских военопленных отправляется в Петроград для передачи большой суммы денег. По дороге, скрываясь от ареста, выпрыгивает с поезда. Пешком приходит в Москву, к Горькому, который через Свердлова добивается прекращения дела против Шкловского. Вскоре, после амнистии эсерам возвращается в Петроград и решает отказаться от политической деятельности, женится на В.Г.Корди и берёт на всякий случай её фамилию. Однако долго не выдерживает и вновь начинает подписывать статьи "Шкловский". Много пишет статей, начинает писать о кинематографе. Преподаёт в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы (затем - Литературная студия).
    Весной 1920 г. стреляется на дуэли. Затем отправляется на Украину в поисках уехавшей туда от голода жены. Вступает в Красную армию, участвует в боях под Александровском, Херсоном и Каховкой.
    Возвращается в Петроград, селится в общежитии Дома искусств. 9 октября 1920 г. Шкловский избран профессором Российского института истории искусств по разделу теория литературы факультета истории словесных искусств.
    Активно участвует в создании группы "Серапионовы братья", в т.ч. на заседаниях (хотя формально не является "братом"), многие члены группы - его слушатели в Литературной студии - Лунц, Слонимский, Зильбер, Полонская.
    В 1922 г. в Берлине издана книга Г.Семенова "Боевая и военная работа партии социалистов-революционеров в 1918-1919 гг.», в которой Шкловский упомянут в числе боевиков. Начинаются аресты эсеров. Возвращаясь домой ночью с дровами, заметил, что окна его и соседней комнат освещены. Без вещей, с одними санками, на которых вез дрова, Шкловский отправился к знакомым. Прожив в Петрограде еще десять дней и бесстрашно появляясь в публичных местах – так он посещал Госиздат, чтобы получить разрешение на выход книги «Эпилог» (1922), 14 марта 1922 г. Шкловский по льду Финского залива бежит в Финляндию.
    Жена остаётся в качестве заложника, некоторое время проводит в заключении. Выкуплена с помощью взятки, деньги на которую собрали в основном Серапионы.
    В финском карантине пишет мемуары о недалёком прошлом, так, чтобы никто не пострадал. Издана в Берлине в 1923 г. (Сентиментальное путешествие).
    С конца 1922 начинает хлопотать через Горького о возвращении в Россию, сотрудничает с фирмой "Руссторгфильм", публикует несколько книг, художественных и о кинематографе.
    Пишет книгу "Zoo", посвящённую Эльзе Триоле, в которую был безуспешно влюблён. Книга содержала, в том числе, и письма Эльзы Шкловскому (после прочтения книги Горький посоветовал Эльзе стать писателем, что она и сделала). Книга завершалась письмом, адресованным ВЦИК, с просьбой о возвращении. В сентябре вернулся в Россию.
    Много печатает, является одним из лидеров ЛЕФа, работает для кино.
    В 1930 г. выступает со статьями, которые были восприняты как отречение от формального метода. Интересы смещаются в сторону истории литературы и литературоведения.
    В 30-е участвует в издательских начинаниях Горького (пример - поездка на Беломорканал, где Шкловский встретился со своим братом филологом Вл.Шкловским, участником иосифлянского движения, находившимся там в заключении). пишет историко-биографические книги (пример - "Марко Поло"). Некоторые работы этого времени остались незавершёнными. Во время Великой отечественной войны - в эвакуации в Алма-Ате.
    В конце 1944 на фронте погиб его сын, что стало сильным потрясением для Шкловского. В послевоенное время попал под удар во время борьбы с космополитизмом (К.Симонов писал, что книга Шкловского Гамбургский счёт «абсолютно буржуазная, враждебная всему советскому искусству книга»). Невозможно было публиковать оригинальные работы, но выручали переводы и киносценарии.
    В 60-е - 70-е годы Шкловский спокойно пожинал лавры:  классик литературоведения, его работы времён ОПОЯЗа наконец получили признание на Западе, где в это время они популярны среди структуралистов и семиотиков.
    Считается, что Шкловский послужил прототипом для следующих персонажей:
    Булгаков Белая гвардия - Шполянский,
    О. Форш Сумасшедший корабль - Жуканец,
    В. Каверин Скандалист, или Вечера на Васильевском острове - Некрылов,
    Вс. Иванов У - Андрейшин,
    Платонов Чевенгур - Сербинов.
Каверин и Вс.Иванов вели полемику с Шкловским всю жизнь, Платонов -  во многих статьях, памфлете Антисексус (Шкловский затронул Платонова в своей книге Третья фабрика).

peoples.ru: Виктор Борисович Шкловский / Viktor Shklovsky

  

Ссылки на общественную деятельность: 

Один из основателей и активных деятелей ОПОЯЗа.
Один из лидеров (наряду с Маяковским) ЛЕФа.
Один из основателей группы "Серапионовы братья".

 

Ленты новостей