богословие

Феномен христианства

Средняя оценка: 5.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Пьер Тейяр де Шарден
Информация о произведении
Полное название: 
Феномен христианства
Дата создания: 
1938-1940
История создания: 

Написано в Пекине как эпилог трактата "Феномен человека"

Заключительная глава "Феномена человека". В советском и последующих изданиях опущена. Напечатана в качестве приложения в сборнике работ Т. де Шардена "Божественная среда", 1992

Ангелус Силезиус

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Иоганн Шеффлер, Johannes Scheffler (Angelus Silesius)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1624-1677
Язык творчества: 
немецкий, латынь
Страна: 
Польша, Римская империя
Творчество: 

Известен рифмованными нравоучениями и духовными стихотворениями; многие из них, несмотря на его переход в католичество, до сих пор входят в собрание религиозных протестантских песнопений. «Cherubinischer Wandersmann» А. С. (Херувимский странник) проникнут мистицизмом. О неразрывной связи Бога и человека, о познании как о мистическом погружении в первооснову Бытия, обретающего свое рождение в человеческой душе, размышляет А. С., облекая свои мысли в максимально лаконичную стихотворную форму. Стиль его отличается изысканностью и богатством оборотов, сравнений и большой долей аффектации.

В России поэтические соч. А. С. были особенно популярны в кон. XVIII — нач. XIX вв. В основном они имели хождение в рукописях, но А. Новиков и Н. Лопухин выпустили и неск. изданий рус. переводов. Изданный анонимно сборник стихов А. С. "Райские цветы" был конфискован в моск. книжных лавках в 1787 по указу имп. Екатерины II о запрещении печатания в частных типографиях книг, «до святости касающихся».

А. также издал более 50 богосл. сочинений, полемически направленных против лютеранского вероучения. Он критикует протестантизм прежде всего за его рационализм и отрицание Церкви как обители Св. Духа.

С 1667 г. занимался только писательским трудом. А. С. вел активную богословскую полемику с протестантами; 39 из 55 его полемических трактатов изданы в сб. «Учение о Церкви». На богословские воззрения А. С. повлияли сочинения И. Экхарта, Я. ван Рейсбрука, И. Таулера, В. Вайгеля (1533-1588), а также Я. Бёме через А. Франкенберга (1593-1652) и Кв. Кульмана. Книга А. С. «Святая страсть души, или Духовные пасторали влюбленной в своего Иисуса Психеи» (Heilige Seelenlust, oder Geistliche Hirtenlieder der in ihren Jesum verliebten Psyche. 1657; 16682) была задумана как сборник положенных на музыку католических духовных песен в противовес популярным протестантским гимнам. Впоследствии многие из песен А. С. вошли в различные Гимнарии обеих конфессий, но уже, как правило, с другими мелодиями. Наибольшую известность получил сборник А. С. «Остроумные речения и вирши» (Geistreiche Sinn- und Schlussreime. 1657), во 2-м, расширенном, издании названный «Херувимский странник» (Der Cherubinische Wandersmann. 1675; 16763). Это мифопоэтическое произведение, завершающее средневек. традицию богословской мистики, оказало влияние на деятелей пиетизма (Г. Арнольд, Г. Терстеген), гернгутеров (Н. Л. Цинцендорф), нем. романтиков (Ф. Шлегель, Ф. Рюккерт, А. Шопенгауэр), а также на творчество Р. М. Рильке («Часослов»).

Наследник великой традиции Экхарта, Таулера, а также Якоба Бёме, Ангелус Силезиус становится ее выразителем в поэтической форме. Он смело выходит за рамки определений, свойственных тому или иному вероисповеданию, поскольку для него Бог есть нечто неопределимое: Всё и Ничто, Сущее и Несуществующее одновременно. Человек ничтожен пред лицом своего Творца, однако в нем и только в нем, созданном по образу и подобию Его, Бог может лицезреть самого себя. Поэтому человек должен отрешиться от себя самого, отречься от своего «я», чтобы стать тем, что он есть на самом деле — вечным отражением Божества. Столь радикальная точка зрения, близкая по своему духу неоплатонизму и квиетизму, в течение долгого времени осуждалась официальной церковью. В свою очередь вдохновенная, яркая лирика Ангелуса Силезиуса явилась образцом для пиетизма. Паломник оказал сильное влияние на многих немецких поэтов, а также на Шопенгауэра, и был впоследствии признан одним из самых замечательных проявлений свободного от каких бы то ни было условностей мистицизма.

В Сети нет сколько-нибудь полных собраний стихов Ангелуса Силезиуса. В основном его работы встречаются на сайтах переводчиков и личных записях пользователей:
- сайт "Русские времена"
- сайт института культуры состояний
- переводы Н. Белоцветова
- переводы Н. Гучинской
- на форуме "Безмолвие"
- сайт "Искусство и поэзия"

см. также:
- Мая Ульрих. Франкфуртская антология. Стихи и их интерпретация.
- Л. Толстой "Путь жизни"
Р. Штайнер. МИСТИКА НА ЗАРЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ДЖОРДАНО БРУНО И АНГЕЛ СИЛЕЗСКИЙ

Интересующимся творчеством Силезиуса рекомендую приобрести билингвическое издание "Херувимский странник" (Наука, 1999 г., ISBN 5-02-026782-1), включающее в себя также пространную статью Гучинской "Ангел Силезский и немецкая мистика", к сожалению, отсутствующую в Сети.

Биография: 

Сын польского дворянина-лютеранина, И. Шеффлер был придворным врачом герцога Эльского в Силезии, когда изучение соч. Отцов Церкви и Якоба àБёме привело его к католичеству, которое он принял 12.06.1653, получив имя Ангелус. В 1654 он был назначен придворным медиком имп. Свящ. Рим. империи Фердинанда III. 21 мая того же года А. был рукоположен в свящ., а в 1664 назначен советником епископа в Бреслау, получил титул и место гофмаршала при архиепископе Силезском (в 1966 г.), возглавлявшем в этой земле движение Контрреформации. Будучи ярым поборником возвращения церкви в лоно католицизма, А.С. деятельно предался новой миссии: сохранилось свидетельство, что во время одной из процессий он, надев терновый венок и взвалив себе на спину крест, в экстатическом подражании Христу прошел по улицам Бреслау, не взирая на насмешки протестантов. Умер во францисканском мон. Св. Матфея.

1. Википедия (Рус) (Eng)
2. Сайт "Католическая Россия"
3. Академика
4. Сайт "Православная энциклопедия"

Немецкий поэт-мистик, философ и богослов, деятель Контрреформации.

Мы призваны в общение

Полное имя автора: 
Сергей Сергеевич Аверинцев
Информация о произведении
Полное название: 
Мы призваны в общение
Дата создания: 
нач. 1990-х годов

 

               Верен Бог, Которым вы призваны в общение
               Сына Его Иисуса Христа, Бога нашего.

Христианское в христианстве

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Христианское в христианстве
Дата создания: 
1989-1991
История создания: 

Предисловие к сборнику "Социально-политическое измерение христианства", 1994

 

1

Христианство после Освенцима

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Христианство после Освенцима
Дата создания: 
1988-1990
История создания: 

"В середине 80-х годов я обнаружил, что эти профессиональные занятия изменили мое понимание церковных и политических дел. Я попытался понять, что же изменилось. Постепенно складывались некоторые предположения, требовавшие обоснования и проверки. Со временем я стал излагать эти мысли, пользуясь разными поводами. Главные идеи статьи "Христианство после Освенцима" я сформулировал в одноименном докладе, впервые прочитанном в академическом клубе германистов (апр. 1988 г.). Тогда название доклада звучало по-русски непривычно. Целиком статья была опубликована в журнале "Страна и мир" (Мюнхен), затем в "Октябре" (1990 г., # 10).
Позже я решил применить некоторые важные для меня идеи и критерии для анализа "либеральной субкультуры в русском православии" - той среды, которая дала мне первые импульсы к самостоятельному мышлению и которой я многим обязан. Один из отрывков - о покойном протоиерее А.Мене - был опубликован в "Независимой газете" (февраль 1993 г.). Этот текст был встречен с непониманием, в котором, конечно, виновен только автор. Мои предпосылки и credo не были сформулированы в явном виде.
И все-таки жаль, что предложенные (и выстраданные) мной соображения почти не встретили осмысленной и понимающей критики в печати, а только - если говорить без ханжества - апологетическую брань неумных людей, беспомощные аргументы pro domo sua..."
из авторского предисловия 1994 года

Первая статья "опыта в двух частях" под названием "Национальная идея и христианство".

Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи

Средняя оценка: 7.3 (7 votes)
Полное имя автора: 
Аверинцев Сергей Сергеевич
Информация о произведении
Полное название: 
Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи
Дата создания: 
1996
История создания: 

Прочитано в качестве лекции на конференции "Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе", июль 1996 года.

Заслуживающая уважения и внимания консервативная попытка воссоздать то, что советская власть превратила в руины, а современность элиминирует окончательно.

Ленты новостей