самурай

Сказание о Ёсицунэ

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Информация о произведении
Полное название: 
Сказание о Ёсицунэ/Ёсецунэ-ки/Гикэйки
Дата создания: 
15 век

Средневековый рыцарский роман об историческом герое - талантливом полководце в гражданской войне конца 12 века между кланами Тайра и Минамото за власть над Японией.

Тикамацу Мондзаэмон

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Тикамацу Мондзаэмон ( Сугимори Нобумори)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1653 — 22.11.1724
Язык творчества: 
японский
Страна: 
Япония
Творчество: 

Среди пьес Тикамацу 24 бытовых и свыше 100 исторических.
Основные пьесы
"Победоносный Кагэкиё" (1686),
"Двойное самоубийство в Сонэдзаки" (1703),
 "Гонец в преисподнюю" (1711)
"Битвы Коксинги" (1715)
«Девушка из Хаката в пучине бедствий» (1718)
""Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» (1720)
"Масляный ад"(1721)
Все, что найдено  в сети.
погонщика Ёсаку из Тамба", фрагменты.
Кто найдет другие произведения, дайти ссылку

Биография: 

Родился в районе Киото в самурайской семье и получил хорошее образование.  Скорее всего, он был потомком крупного феодального рода Сугимори. Его отец Нобуёси был вассалом князя, владевшего провинцией Этидзэн (ныне префектура Фукуи), но позднее стал ронином, т.е. бродячим самураем, утратившим хозяина.   Покинув в юные годы родительский кров, Нобумори, как это было принято в самурайских семьях,  отправился изучать буддизм.  Устав от буддийского затворничества, он вскоре перебрался в Киото и некоторое время жил со своим братом Иппоси, врачом. Брата  настойчиво советовал будущему драматургу найти более полезное занятие в жизни, например, стать врачом. Рассказывают, что Нобумори ответил ему на это в духе Мольера: писать пьесы менее вредно, чем писать медицинские трактаты, поскольку в последнем случае опечатки и ошибки могут иметь для людей непоправимые и роковые последствия.  Интересно, что почерпнутые у брата познания в медицине и
естествознании пригодились ему позже. Свои обрывочные знания он часто облекал в какой-нибудь легкодоступный рассказ и включал в ткань пьес.
Примерно тогда же о Тикамацу услышали и как о поэте. В антологии «Такарагура» («Сокровищница»), опубликованной в Киото, появились его стихи хайку. Вероятно, он тоже поддался модному среди его самурайских покровителей увлечению, которое способствовало воспитанию утонченности вкусов.
Будущий драматург поступил на самурайскую службу в знатную семью Итидзё, где познакомился с обычаями и обрядами аристократии, а также с классическими пьесами театра Но, традиционно рассчитанными на высшие слои японского общества. Все это пригодилось ему для некоторых ранних произведений, где чувствуется влияние Но .
    Существуют расхождения во мнениях, какую из пьес можно считать первым творением Тикамацу. Официально подтверждено его авторство драмы «Ёцуки Сога» (Наследник Сога), созданной в 1683 году. Однако некоторые специалисты считают, что он дебютировал как автор еще в 1677 году с пьесой для Кабуки «Злой дух госпожи Глицинии».
С этих пьес начался второй из трех периодов, на которые исследователи условно делят жизненный и творческий путь
 Тикамацу.Во второй период своей жизни, продолжавшийся 27 лет, Тикамацу в основном жил в Киото. За это время им было написано около 30 пьес для театра Кабуки,  но его очень привлекали широкие  возможности кукольного театра, и он стал писать исключительно пьесы дзёрури.
Переехав в Осаку, Тикамацу стал постоянным драматургом стационарного кукольного театра "Такэмотодза". Каждая пьеса Тикамацу становилась событием в театральной жизни Японии того времени.   Последней работой стареющего Тикамацу стала мастерски написанная пьеса «Конь на привязи», поставленная в Осаке в  январе 1724 года
22 ноября 1724 года Мондзаэмон Тикамацу умер.
Сам он писал о себе "«Я родился в семье воина, но, порвав связи с классом самураев, я служил более чем одному благородному дому».

Тикамацу Мондзаэмон , японский драматург. Его истории, как писали критики, «отвлекали детей от игр, а стариков выгоняли из запечных уголков».

Пионовый фонарь

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Санъютэй Энтё
Информация о произведении
Полное название: 
Пионовый фонарь
Дата создания: 
1880-е годы
История создания: 

«Пионовый фонарь» был создан японским потомственным актером-рассказчиком Санъютэем Энтё около 1880 г. для собственного театрального выступления. Первоначально существуя именно как произведение устного жанра, как «звучащая книга», несколько позднее текст был записан (в 1882 г., опубликован в 1884), сразу же принес автору успех и до сих пор считается лучшей пьесой театра Кабуки (на самом деле нужно было бы написать "национального традиционного театра", т.к. написана не для кабуки, а для ёсэ). Отдельные мотивы сюжета Санъютэй Энтё заимствовал из рассказа, написанного еще в 1379 году китайским писателем Минской эпохи Цюй Ю, «Повесть о пионовом фонаре». Однако в окончательном варианте «Пионовый фонарь», безусловно, предстает как самостоятельное авантюрно-историческое повествование с картиной нравов Японии времен заката феодализма, с переплетением напряженных сюжетных линий.
Об истории сюжета Пионового фонаря и его экранизациях и инсценировках - Кайдан "Botan Doro"

Повесть (ракуго) для исполнения актером (ракугока) во время представления традиционного японского театра ёсэ. Действие происходит за 100 лет до момента написания (т.е. в 18 веке).

Ленты новостей