хасидизм

Теила

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Шмуэль Йосеф (ШаЙ) Агнон, Shmuel Yosef (S.Y.) Agnon
Информация о произведении
Полное название: 
Теила

«Была в Иерусалиме старушка. Чудесная старушка, никогда такой не видел.

Агнон Шмуэль

Полное имя автора: 
Шмуэль Йосеф (ШаЙ) Агнон, Shmuel Yosef (S.Y.) Agnon
Информация об авторе
Даты жизни: 
8 августа 1887, Бучач, Галиция, Австро-Венгрия — 17 февраля 1970, Иерусалим, Израиль
Язык творчества: 
иврит, идиш
Страна: 
Израиль
Творчество: 

Основные произведения:
1908 - "Соломенные вдовы" ("Агунот")
1919 - "Повесть писца" ("Агадат га-Софер")
1929 - "Выдача замуж"
1931 - "Свадебный балдахин" ("Hachnasat Kalah")
1935 - "Простая история" ("Сиппур Пашут")
1937 - "Ночной гость" ("Oreach Natah Lalun")
1943 - "Помолвленные" ("Шевуат Эмуним")
1945 - "Недавно" ("Темол Шилшом")
1950 - "Идо и Эйнам" ("Идо ве-Энам")
1963 - "Снопы"
1967 - "Рассказы для всепрощения"


Произведения Агнона в Интернет:
Биография: 

Израильский писатель Агнон (Шмуэль Йосеф Халеви Чачкес), автор романов, повестей и рассказов, родился в маленьком городке Бучач в Галиции, провинции Австро-Венгерской империи, которая в настоящее время является частью Польши. Его отец, Шолом Мордехай Халеви Чачкес, по профессии торговец мехами, получил образование раввина. Мать Агнона, урожденная Эсфирь Фарб, была весьма начитанной женщиной; высокообразован был и его дед по материнской линии,купец Иегуда Фарб, оказавший большое влияние на юного Агнона.
Образование, полученное в детстве, проявилось в темах и сюжетах многих произведений Агнона. Он посещал хедер (начальную школу), а также изучал Талмуд под руководством своего отца и местного раввина. В «Беф хамидраш» («Доме обучения») он читал произведения древних и средневековых еврейских сказителей, поучения хасидов (последователей мистической иудаистской секты, возникшей в XVII в. в Польше) и современную еврейскую литературу. Подростком Агнон стал активным сионистом. Свои первые поэтические произведения, опубликованные в местной газете, он написал на иврите и на идиш. В 18-летнем возрасте Агнон отправляется во Львов для работы в еврейской газете, в 1907 г. предпринимает путешествие в Яффу в Палестине, а годом позже переезжает в Иерусалим. В то время он был секретарем иудейского суда и служил в различных иудейских советах.В 1909 г. Агнон опубликовал короткую повесть «Покинутые жены» («Agunot»), названием которой впоследствии воспользовался для своего литературного псевдонима («Агнон» в переводе с иврита означает «брошенный»). С 1924 г. «Агнон» становится официальной фамилией писателя. Как и все его последующие произведения, «Покинутые жены» были написаны на иврите. В этой книге налицо характерные особенности творчества Агнона: использование фольклора и фантазии, религиозные мотивы.
Творчество Агнона, своими корнями уходящее в иудейскую сельскую культуру, представляет собой разрыв с космополитизмом секулярных еврейских писателей, таких, как Шолом-Алейхем. Предшественниками Агнона были Шеломо Рубин и Реувен Бройдес. В 1912 г. Агнон возвращается в Европу и поселяется в Берлине, где штудирует классиков, читает лекции но еврейской литературе, дает частные уроки иврита, исполняет обязанности научного консультанта. Вместе с теологом и философом Мартином Бубером Агнон собирает предания о хасидизме. Кроме того, Агнон и Бубер основывают журнал «Юде» («Jude»). В что же время Агнон знакомится с немецким дельцом еврейского происхождения Залмапом Шокеном, который в 1915 г. предоставляет ему пятилетнюю стипендию для занятий литературным творчеством при условии, что Агнон будет редактировать антологию еврейской литературы. Со временем Шокену удалось основать собственное издательство в Берлине, в котором издавались в основном произведения Агнона. За 12 лет своего пребывания в Берлине Агнон выпустил в небольшом еврейском издательстве несколько повестей и сборников рассказов.
Чтобы освободиться от службы в армии во время первой мировой войны, Агнон на протяжении нескольких недель до прохождения призывной комиссии в 1916 г. очень много курил, принимал таблетки и мало спал, в результате чего вместо армии попал в госпиталь с серьезным расстройством почек. В 1919 г. он женился на Эсфири Маркс, родившей ему дочь и сына. Из-за войны и ее последствий Агнон возвратился в Иерусалим только в 1924 г.; к этому времени Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. В 1927 г. он поселился в районе Иерусалима, называемом Тальпийот. Во время арабского мятежа в 1929 г. его дом был разграблен, и он построил себе новый, в котором и прожил до конца жизни. В конце 20-х гг. Агнон написал свое самое значительное произведение, двухтомный роман «Свадебный балдахин» («Hachnasat Kalah»), который был опубликован в 1931 г. В этом плутовском романе описываются приключения бедного хасида, который странствует по Восточной Европе в поисках мужей и приданого для трех своих дочерей. Юмор и ирония в «Свадебном балдахине» сочетаются с состраданием, что типично для творчества Агнона в целом. В 1930 г. Агнон вновь возвращается в Европу, где в это время Шокен издает в Берлине ею «Полное собрание рассказов» («Kol Sippurav», 1931). Перед возвращением в Иерусалим в 1932 г. писатель посещает иудейские общины в Польше, которые со времен ею детства существенно изменились. Этот опыт нашел свое отражение в романе «Ночной гость» («Oreach Natah Lalun», 1937), где герой возвращается в свою родную деревню и находит ее физически и культурно опустошенной после разрушительной и кровопролитной войны. В романе «Простая история» («Sippur Pashut», 1935) Агнон пользуется методом, разработанным Гюставом Флобером и Томасом Манном, – романтические устремления героя противопоставляются интересам буржуазного общества в одном из городков Галиции в начале XX в. В начале 30-х гг. произведения Агнона широко публиковались на немецком языке, однако действие многих книг этого периода происходит в Палестине. Когда же в 1938 г. нацисты закрыли издательство Шокена, предприниматель перебирается в Тель-Авив, где продолжает издавать произведения Агнона.
В конце второй мировой войны Шокен открыл филиал своего издательства в Нью-Йорке и начал публиковать книги Агнона на английском языке, после чего писатель приобрел мировую известность. Ознакомившись с творчеством Агнона, влиятельный американский критик Эдмунд Уилсон в конце 50-х гг. официально предложил кандидатуру писателя в качестве соискателя Нобелевской премии по литературе. Правда, лишь в 1966 г. Агнон стал лауреатом Нобелевской премии, которая была присуждена ему за «глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами». Вместе с Агноном получила Нобелевскую премию Нелли Закс. В адресе Нобелевского комитета были особо выделены «Свадебный балдахин» и «Ночной гость». Нобелевской лекции Агнон не читал, но в своей краткой речи при вручении премии он подчеркнул влияние Талмуда и других религиозных еврейских книг на его творчество. В последние годы жизни Агнон стал в Израиле своего рода национальным кумиром. Когда в иерусалимском районе Тальпийот начались строительные работы, мэр города Тедди Коллек приказал установить специальный знак вблизи дома Агнона: «Соблюдайте тишину! Агнон работает», Несмотря на огромную популярность, сам Агнон был убежден, что его читательская аудитория сокращается. В газовых камерах второй мировой войны погибло значительное число тех людей, для которых он писал, и писателю казалось, что молодое поколение равнодушно к тем традиционным культурным ценностям, которые нашли отражение в его творчестве. Агнон умер от сердечного приступа в 1970 г. в Иерусалиме. Похоронен на Елеонской горе. Помимо Нобелевской премии, Агнон был удостоен и других наград, в т.ч. престижной Биаликской премии Тель-Авива (1935 и 1951), Уссишкинской премии (1950) и премии Израиля (1950 и 1958). Кроме того, писатель был удостоен почетных степеней Иудейской теологической семинарии в Америке, Еврейского университета в Иерусалиме, Колумбийского университета в США. В 1962 г. Агнон был избран почетным гражданином Иерусалима.

/Информация взята отсюда/

Биография автора в Интернет:

Статьи и материалы:


Фрагмент Нобелевской речи Шмуэля-Йосефа Агнона: «Я нахожу для себя опору лишь в том, что удостоился жить в Стране, о которой Всевышний поклялся праотцам нашим, обещая отдать ее нам, как сказано: «И будут обитать на Земле, которую я дал рабу Моему Яакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать в ней – они, и дети их, и дети детей их вовеки!» Этим словам гордого еврея, не побоявшегося сказать правду о Иерусалиме и его правах на Страну Израиля на самом престижном международном форуме, аплодировал шведский король и сотни уважаемых людей со всего мира около сорока лет назад. Именно эти слова могут служить девизом художника Алекса Левина – застенчивого молодого человека, не демонстрирующего внешние признаки религиозного еврея. Достаточно того, что его предки-левиты исполняли псалмы царя Давида на хорах Иерусалимского храма вместе с предками Шмуэля-Йосефа Агнона…


Картины Иерусалима с сайта художника Алекса Левина

Малоизвестный широкому читателю до получения Нобелевской премии, в настоящее время Агнон считается одним из наиболее выдающихся еврейских писателей, котор

Ленты новостей