апология

Мысли

Средняя оценка: 10 (3 votes)
Полное имя автора: 
Блез Паскаль, Blaise Pascal
Информация о произведении
Полное название: 
Мысли о религии и других предметах, Pens?es sur la religion et sur quelques autres sujets
История создания: 

Заметки, собранные родственниками после смерти автора и изданные посмертно.

Паскаль Блез

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Блез Паскаль, Blaise Pascal
Информация об авторе
Даты жизни: 
1623 —1662
Язык творчества: 
французский
Страна: 
Франция
Творчество: 

Философия

Угодно вам следовать за Паскалем, или чаша вашего терпения переполнилась, и вы предпочитаете уйти к другим учителям, более понятным и менее требовательным? От Паскаля не ждите мягкости и снисходительности. Он бесконечно жесток к себе, он так же бесконечно жесток к другим. Если вы хотите искать с ним — он вас возьмет с собой, но он вперед заявляет вам, что эти искания не принесут вам радостей… Его истины, то, что он называет своими истинами, жестоки, мучительны, беспощадны. Он не несет с собою облегчения и утешения. Он всякого рода утешения губит. Достаточно человеку остановиться, чтобы отдохнуть и прийти в себя, Паскаль тут как тут со своей непрекращающейся тревогой. Нельзя останавливаться, нельзя отдыхать: нужно идти, идти — без конца идти вперед. Вы устали, вы замучены — но это то, что требуется…
Так учит Паскаль или, я бы лучше сказал, так передает Паскаль то, что услышал на Божьем суде. От всего, что мило людям, он уходит. Люди любят прочность, он принимает неуверенность, люди любят почву — он избирает пропасть, люди больше всего ценят внутренний мир — он прославляет войну и тревогу, люди жаждут отдыха — он обещает усталость, усталость без конца, люди гонятся за ясными и отчетливыми истинами — он все карты смешивает, он все спутывает и превращает земную жизнь в страшный хаос. Чего нужно ему? Но ведь он уже сказал нам: никто не должен спать.
/Л. Шестов. Гефсиманская ночь/

•    Письма к провинциалу — серия из восемнадцати писем, опубликованных в 1656—1657, шедевр французской сатирической прозы
•    Молитвенное обращение об обращении во благо болезней (Prière pour demander à Dieu le bon usages des maladies, 1779)
•    Мысли о религии и других предметах (Pensées sur la religion et sur quelques autres sujets) — посмертное издание, организованное родственниками: мешанина из всех черновиков, что они смогли найти, большей частью из незаконченной «Апологии христианской религии» (Apologie de la religion chrétienne). Содержит среди прочего т. н. аргумент Пари.


Д. С. Мережковский. Реформаторы. Паскаль (роман-биография)
Г. Стрельцова. Паскаль и европейская культура – платный доступ к материалам сайта. В другом виде в сети не обнаружена.
Л. Шестов. Гефсиманская ночь (философия Паскаля)
С. Франк. О пари Паскаля
В. Розанов. Паскаль
Очерк о Паскале в книге Д. Антисери, Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней

П. С. Гуревич. «Мыслящий тростник». Паскаль: опыт трагического бытия

А. С. Гагарин. Человек – «мыслящий тростник» или «пустой бамбук» (Блез Паскаль в контексте современности)
В. П. Лега. Философия нового времени. Блез Паскаль
Блез Паскаль//История философии: Запад – Россия – Восток
Очерк о Паскале в книге Ю. Б. Виппера  Французская литература между 1645—1660 гг.
О религиозной философии Паскаля на сайте Я. Кротова
Рецензия на книгу Б. Тарасова «Мыслящий тростник»  - текст самой книги, к сожалению, обнаружить не удалось
В. Ю. Панасюк. История зарубежной философии. Блез Паскаль
Б. А. Рудый. Блез Паскаль – верующий ученый
История «обращения» Паскаля на сайте Неофит
И. Кунчуров, И.Срибный. О религиозно-мистическом и философском наследии Блеза Паскаля
А. Б. Демидов. Феномены человеческого бытия. Бегство в развлечение (Б. Паскаль)


____________________________________________
Научная деятельность

Странная, до возмутительного странная судьба, достойная всяческого замалчивания в историях науки, ибо оглашение ее равносильно чудовищному и уже никак не стихаемому скандалу; Паскаль – Бруно наизнанку, вечное позорное клеймо, выжженное на высоком лбу рационализма; одареннейший из одаренных, он пал жертвой собственных даров, – мученик науки, не «ради» науки, а «от» науки, отшатнувшийся от нее в момент, когда «порядок сердца» узрел бессовестность и нигилизм профессиональной учености и решился на профессиональное самоубийство. В этом человеке катастрофически столкнулись две «Крейцеровы сонаты» – Бетховена и Толстого, и вторая убила первую. Так, в самый разгар своего научного века он, обессмертивший уже себя великими научными открытиями и готовый к более великим, встал вдруг во весь рост и убил в себе будущих «Лейбница», «Ньютона», «Лагранжа» и «Винера», объяснив это возмутительное самоубийство просто желанием быть «порядочным человеком». Оскорбленный рационализм ответил возмездием, подкравшись с тыла в маске плоского янсенизма, за который, как за соломинку, ухватилась эта неискушенная мистически душа. Последней ставкой в сгущаемой тьме бесконечных пространств было «пари на Бога», где проигрышем оказывалась жизнь – «между нами и адом или небом нет ничего, кроме жизни, которая есть самая хрупкая в мире вещь» (349), – а выигрышем всё тот же бесконечный ужас перед никогда не кончающимся клещом. «Говорю вам, вы выиграете… на каждом шагу, сделанном вами по этому пути, вы увидите столько уверенности в выигрыше и столько ничтожества в том, чем вы рискуете, что в конце концов вы признаетесь, что держали пари на нечто несомненное и бесконечное и что вам не пришлось пожертвовать ради этого чем-либо» (451). Прорыв оказался иллюзорным; душа, взыскующая «безумия Креста» (la folie de la Croix), описала круг и вернулась с обратной стороны на прежний картезианский виток безумия, ища осилить ужас бесконечности испытанным more geometrico чисто рациональной сделки: играйте да обрящете. Остальное было уже молчанием.
/А. Свасьян/

Счетная машина Паскаля

    Опыт о конических сечениях (Essai pour les coniques, 1639) — теорема Паскаля о том, что во всяком шестиугольнике, вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой.
•    Новые опыты, касающиеся пустоты (Expériences nouvelles touchant le vuide, 1647)
•    Трактат о равновесии жидкостей (Traités de l'équilibre des liqueurs, 1663)
•    Трактат о весе массы воздуха (Traités de la pésanteur de la masse de l’air, 1663)
•    Трактат об арифметическом треугольнике (Traité du triangle arithmétique avec quelques autres petits traités sur la même matière, 1654, издан в 1665)
•    Трактат о пустоте — не была опубликована, после смерти автора были найдены лишь фрагменты.

С. Г. Гиндикин. Очерк о Паскале-ученом
О создании первых счетных машин (Б. Паскаль и В. Шиккард)
О треугольнике Паскаля
Паскаль. Из книги А. Свасьяна «Становление европейской науки»
С. Бескаравайный. Научная рациональность как причина различий методов Р. Декарта и Б. Паскаля

Защита Сократа на суде

Средняя оценка: 4 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ксенофонт Афинский, Xenophon
Информация о произведении
Полное название: 
Защита Сократа на суде, Apologia Sokratous
Дата создания: 
неизвестна
История создания: 


Раннее сочинение, во многом нарушающее жанровые рамки апологии, к тому же довольно противоречивое с философской точки зрения, вызывающее большие сомнения в е

Ксенофонт

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Ксенофонт Афинский, Xenophon
Информация об авторе
Даты жизни: 
Не позднее 444 до н. э. — не ранее 356 до н. э
Язык творчества: 
древнегреческий
Страна: 
Греция
Творчество: 
***

Возьмите Ксенофонта, того самого простейшего, наивнейшего, даже простоватого Ксенофонта. Только профан может считать язык Ксенофонта простым и безыскусственным. О, конечно, это – самый наивный и самый естественный язык из всей классической прозы. Но как раз тут и убеждаешься в правильности афоризма О.Уайльда, что искренность – тоже поза. Современное исследование показало, что Ксенофонт, это очень наивная грациозность, но она находится под сильнейшим влиянием тогдашней – и притом софистической – риторики, отличаясь, однако, мудрым равновесием между формой и содержанием и ориентируясь, действительно, на наивную естественность.

/А. Ф. Лосев. История античной эстетики/


Произведения:

По тематическим группам, поскольку периодизация творчества проблематична, даты создания отдельных произведений неизвестны.

Исторические
Анабасис (Kurou Anabaseos)
Греческая история (Hellenikon)

Политические
Киропедия (Kurou Paideias)
Лакедемонская конституция (Lakedaimonion politeia)
Агесилай (Agesilaos)
Гиерон, или О тирании
О коннице (Hipparchikos)
О доходах (Peri poron)

Философские
Воспоминания о Сократе (Apomnemoneumata)
Защита Сократа на суде (Apologia Sokratous)
Пир (Symposion)
Домострой (Oikonomikos)


Издания


Ксенофонт.Анабасис. Греческая история. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003
Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. М.: ООО «Издательство АСТ»: «Ладомир», 2003
Сократические сочинения, пер. и вступ. ст. С. И.Соболевского, М., 1935, 2-е изд. СПб, 1993;
Киропедия, пер. и прим. В.Г.Боруховича и Э.Д.Фролова, М., 1977.
Ксенофонт. Анабасис. Под ред.академика И.И.Толстого. Переводчик, автор статьи и примечаний – М. И. Максимова Издательство Академии наук СССР.  1951

В Энциклопедии «Кругосвет»
Довольно полная библиография по Ксенофонту
Э. Д. Фролов. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Гл. 15. Глашатаи новой политики. Ксенофонт
А. Ф. Лосев. Античная литература. Историография
Т. А. Миллер. Аттическая проза IV  в. до н. э.
Е. В Никитюк. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н.э. понятие и образ kalo; kajgaqov у Ксенофонта
А. Марков. Бегство из города скорби. Рецензия на книгу Лео Штрауса "О тирании" (разбор трактат Ксенофонта)
Т. Гомперц.Сократ и сократики. Часть 4, гл. 6


Ссылки на общественную деятельность: 






Бюст Ксенофонта. Мадрид. Прадо.

Валла Лоренцо

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лоренцо Валла, Lorenzo Valla
Информация об учёном
Даты жизни: 
1407-1457
Научная биография: 
    В начале карьеры прославился как знаток латыни и (древне)греческого языка (учителя в греческом языке - Ауриспа и Ринуччо). Общение с учеными-гуманистами Бруни(1426), в римской курии папы Мартина 5 (1417-1431) входил (?-1431) в кружок гуманистов "Вральня" вместе с Поджо Браччолини, Антонио Лоски, Чинчо Романо, Монтепульчано, Антонио Беккаделли(Панормита). Большое влияние оказали на В. трактат Квинтилиана "Обучение оратора" и поэма Лукреция "О природе вещей", открытые Поджо Браччолини в 1416 и 1417 гг. К этому периоду относятся работы: филологическая "О сравнении Цицерона с Квинтилианом" (не сохранилась), с критикой Цицерона (в т.ч. как юриста) и первая редакция диалога "О наслаждении", где излагаются идеи Эпикура.
    В 1431-1433 преподавание риторики в Павийском университете (Катон Сакко и Маффео Веджо). Вторая редакция диалога "О наслаждении", начало работы над трактатом "О красотах латинского языка", юридическая работа "О девизах и геральдических знаках" с критикой средневековых глоссаторов.
    В 1435-1447 работал секретарем Неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Издал «О красотах латинского языка» — выяснение точного значения латинских слов и их правильного и изящного употребления — имело большой успех у современников и позднее; кроме массы рукописей, существует более 30 печатных изданий только XV века. В этот период изданы первая редакция "Диалектики" (1439-1440) ("Перекапывание диалектики и философии"), критика схоластической диалектики и Аристотеля. Диалог "О свободе воли" (1438-1442) направлен против концепции Боэция: несмотря на последствия первородного греха человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом. В 1440 в трактате "De falsa credita et ementita Constantini donatione" доказал подложность "Константинова дара", документа, на котором римские папы основывали притязания на светскую власть.
    Валла комментировал латинских писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана; перевёл Геродота, Фукидида, а также часть «Илиады» и некоторые басни Эзопа; писал философские трактаты и исторические произведения.
    Характерные черты учёно-литературной деятельности Валлы — резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам и ожесточенная борьба против аскетизма. В частности, Валла опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа. В «Рассуждении против Ливия, что два Тарвкиния, Луций и Аррунс, были внуками, а не сыновьями Тарквиния Древнего» выступил против мнения Ливия, основываясь на резонных хронологических соображениях. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки на Валлу: он едва спасся от инквизиции за мнение об апостольском символе и должен был вести ожесточенную полемику с Поджо Браччолини, Фацио и другими гуманистами.
    В философии и жизни Валла был сторонником умеренного эпикурейского наслаждения. Против аскетизма он выступил в двух трактатах: «Об истинном и ложном благе» (1432), где он, изобразив диалог христианина, стоика и эпикурейца, нападает на стоицизм и пытается примирить с христианством эпикуреизм, и «О монашеском обете», где он резко восстает против института монашества.
    Но Валла не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами, особенно в последний, римский период (1447-1457, секретарь папы Николая 5) своей деятельности: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета "Сопоставление Нового завета", написал: «Беседу о таинстве пресуществления» и потерянное теперь сочинение об исхождении св. Духа. В "Похвальном слове святому Фоме Аквинскому" дал ему низкую оценку как теологу, противопоставляя его взгляды апостолу Павлу и другим. По заказу Альфонса Арагонского, он написал также историю его отца «О деяниях Фердинанда, короля Арагона» (1446)
Википедия
Биография
Лоренцо Валла
Лоренцо Валла: Владимир Соловьев
Валла, Лоренцо — Chronowiki

Произведения на латыни, переводы на англ. язык

Ленты новостей