филология

Речь на похоронах Л. Е. Пинского

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Григорий Померанц
Информация о произведении
Полное название: 
Речь на похоронах Л. Е. Пинского
Дата создания: 
1 марта 1981 года
История создания: 

В конце 1930-х годов Григорий Померанц учился у Леонида Пинского в ИФЛИ на факультете литературы.

"Пинский принадлежал к редкому в наше время типу филологов-философов. В начале прошлого столетия в России его бы называли "любомудром". В наши дни, в диссидентских кругах, Пинского называли — "наш ребе"..."[Прим. "Синтиксиса"]

См. страницу Пергама, посвященную Леониду Пинскому http://pergam-club.ru/book/4903

Леонид Ефимович не только писал о трагическом. Он трагически жил, трагическим был самый склад его ума, его духа.

Огонь на себя

Средняя оценка: 7.2 (6 votes)
Полное имя автора: 
Алексей П. Цветков
Информация о произведении
Полное название: 
Огонь на себя
Дата создания: 
1998
История создания: 

Залп в цветковском сражении с постмодернизмом и деконструкцией

Все круче поднимаются ступени...

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Сергей Аверинцев
Информация о произведении
Полное название: 
Все круче поднимаются ступени...
Дата создания: 
1981
История создания: 

Название интервью - строчка из стихов Иозефа Кнехта (Герман Гессе, «Игра в бисер») в переводе Аверинцева.

Хорошее такое интервью - умное, душевно уравновешенное и, я бы сказал, добродетельное.

Память Шекспира

Средняя оценка: 6.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Хорхе Луис Борхес
Информация о произведении
Полное название: 
Память Шекспира
Дата создания: 
1983
История создания: 

входит в книгу La memoria de Shakespeare 1983
вместе с рассказами (?) Veinticinco de agosto, 1983. Tigres azules.
La rosa de Paracelso (Роза Парацельса)

Кто-то поклоняется Гёте, Эддам или запоздалой “Песни о Нибелунгах”; моей судьбой был Шекспир.

Тайная история творений

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Отрошенко Владислав
Информация о произведении
Полное название: 
Тайная история творений
Дата создания: 
2000-е годы
История создания: 

"...Это сюжетная эссеистика о самых невероятных и немыслимых ситуациях в истории мировых текстов. Например, в первом отрывке я достаточно убедительно, как мне кажется, показываю, что Овидий мистифицировал свою ссылку. То есть он сидел в своем имении под Римом и сочинял «Письма с Понта», и это было первое мистификаторское произведение в истории литературы. Или я исследовал взаимоотношения Катулла и Лесбии, и в эссе «Подвиг Катулла» рассказываю, что его стихи, посвященные Лесбии, преподносились ей на самом деле от имени всадника Целия, который и был любовником Лесбии. Он был герой. А Катулл был поэт. Он любил эту любовь."
Владислав Отрошенко, из интервью 2005 года, с сайта Литкарта

"- Вы много пишете о жизни писателей. Почему именно судьбы великих литераторов вас так привлекают?
- Тексты, которые поддерживают во мне писательское начало, - это, скорее, писания: "Бхагавадгита", "Мокшадхарма", Упанишады, "Йога-сутра" Патанджали, первоисточники, воспроизводящие мифы и измененные состояния сознания. А в художественной прозе меня привлекает сочетание светлого идиотизма и тонкого ума. Если этого нет, меня устроит мощная энергия Томаса Вулфа в романе "Взгляни на дом свой, ангел" (на мой вкус, самом великом американском романе). Или блаженная отрешенность Роберта Музиля в "Человеке без свойств" - беспримерной эпопее на сюжете-фантоме. Или неожиданная пылкость, возникающая как бы на руинах обдуманности и расчета, что встречается у Борхеса в цикле "Юг", хотя моя любимая его вещь "Пьер Менар, автор "Дон Кихота", где в каждой строчке пляшут веселые огоньки-идиотинки при полном спокойствии сочинителя. Я сознательно не говорю сейчас о русской классике, полагая, что человек, пишущий по-русски, не в состоянии применять к ней принцип избирательности. Она сама тебя непредсказуемо выбирает, приближая или отдаляя, как и когда захочет. Могу лишь предположить, что Гоголя, Пушкина, Бунина или Толстого я буду вынимать из шкафа чаще, чем... ну не знаю, кого... чем Федора Сологуба."
Владислав Отрошенко, из интервью 2007 года, с сайта газеты "Культура"

Книга удостоена Горьковской премии (2006) в номинации "Несвоевременные мысли" (критика)

Вслед Борхесу.

 

             

 

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img206.imageshack.us/img206/1138/image6.gif

Вико Джамбаттиста

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джамбаттиста Вико, Giambattista Vico
Информация об учёном
Даты жизни: 
1668 – 1744
Научная биография: 

***

По своему образу жизни Вико  решительно отличается от передовых людей этого времени. Гуманисты эпохи Возрождения были политическими деятелями, чиновниками флорентийской синьории, придворными писателями, от которых зависела посмертная слава князей. Просветители XVIII века – это свободные литераторы, познавшие могущество печатного станка, светские люди, прославленные умы, обучающие филантропии монархов. Вико с большим уважением относится к первым и совсем не знает вторых. Он родился в Неаполе 23 июня 1668 года в семье мелкого книготорговца и всю свою жизнь имел дело только с книгами. «Много забот ему причиняла возраставшая бедность семьи, он горел желанием получить досуг, чтобы продолжать свои занятия, но душа его питала великое отвращение к шуму Форума». Так рассказывает о себе автор «Новой науки». Его жизненный путь вполне обычен. Добрых девять лет он провел в зависимом положении домашнего учителя. Заботясь о пропитании большой семьи, Вико сочиняет оды «на случай», свадебные поздравления, хвалебные биографии. Наконец в 1697 году ему удается получить должность профессора риторики Неаполитанского университета. Отсутствие нужных связей, неумение поладить с начальством, гордость великого человека, которому пришлось унижаться перед учеными ничтожествами, – все это помешало ему занять кафедру юриспруденции, по тем временам наиболее важную в университете. В последние годы жизни Вико имел уже некоторое влияние и довольно значительный круг учеников, которым он частным порядком преподавал основания своей «Новой науки». Он умер 23 января 1744 года, оставив в наследство университету гораздо менее даровитого сына.
Вот и вся небогатая внешними событиями жизнь этого замечательного человека. Она немного напоминает биографию Гегеля. И это вполне понятно – между Вико и Гегелем есть глубокое внутреннее сходство. Время, когда живая диалектическая мысль облекается в странный философский наряд, когда педантство становится поэзией творчества, а гениальные люди бывают школьными профессорами, – это время приходит один раз у каждого народа. Сова Минервы вылетает только вечером. Италия в эпоху Вико была погружена в самые глубокие сумерки, и неудивительно, что Вико резко отличается от просветителей. Он, скорее, замыкает собой более раннюю эпоху – эпоху Возрождения, медленное умирание которой еще продолжалось под жесткой корой абсолютных монархий и философской метафизики XVII столетия. В Италии этот процесс сопровождался падением национальной независимости и величайшим обнищанием народа. Вся философия Вико сложилась под впечатлением этого круговорота, а его взгляд на греческую и римскую историю сделался более острым благодаря национальному опыту, уже давно отошедшему в прошлое, но сохранившему еще значение великого и живого урока.

/М. Лившиц/

 

 

Памятник Д. Вико в Неаполе

В Википедии
Комплексная страничка автора на сайте «Ренессанс»
Глава о Вико в кн. В. Ю. Панасюка «История зарубежной философии»

М. Лифшиц. Джамбаттиста Вико
Исайя Берлин. Джамбаттиста Вико и история культуры
Виктор Феллер. Введение в историческую антропологию. Вико: рационализация Священной истории
Р. И. Хлодовский. Раннее Просвещение и Вико
Вико. История как модель// Скирбекк Г., Гилье Н. История философии
М. А. Киссель. Джамбаттиста Вико (требуется регистрация для скачивания)
На сайте «Культурология»

Крайне неоднозначная фигура в истории европейской философии.

У входа в лабиринт ("Пьяный корабль")

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Витковский Евгений
Информация о произведении
Полное название: 
У входа в лабиринт ("Пьяный корабль")
Дата создания: 
1986
История создания: 

Входит в книгу "Против энтропии", 2002

Занимательный анализ десятка переводов стихотворения Рембо "Пьяный корабль", электронная версия неряшлива, откорректировал по возможности.
 

Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Александр Леонидович Гольдштейн
Информация о произведении
Полное название: 
Расставание с Нарциссом. Опыты поминальной риторики
Дата создания: 
1997
История создания: 

Эссе, составившие книгу, были написаны в первой половине 90-х годов и печатались в российской и израильской периодике.

Нить Ариадны в лабиринте русской литературократии прошлого века.

Аспекты духовного брака

Средняя оценка: 9.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Александр Леонидович Гольдштейн
Информация о произведении
Полное название: 
Аспекты духовного брака
Дата создания: 
2001

Книга эссе, пытающаяся ответить на главные вопросы по существу; захватывающая автобиография духа.

Высшая форма экономии (в основном на материале "Котлована")

Средняя оценка: 7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Корниенко Наталья Васильевна
Информация о произведении
Полное название: 
Высшая форма экономии (в основном на материале "Котлована")
История создания: 

Электронная версия подготовлена Волковой А.В. по книге из серии "Перечитывая классику" "Е. Замятин, А.Н. Толстой, А. Платонов, В. Набоков", изд. Московского университета, 1998"

 

Опыт петербургской интеллигенции в советские годы - по личным впечатлениям

Средняя оценка: 5.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Аверинцев Сергей Сергеевич
Информация о произведении
Полное название: 
Опыт петербургской интеллигенции в советские годы - по личным впечатлениям
Дата создания: 
2004

Речь не столько об интеллигенции, сколько об интеллектуалах, причем высшей степени посвящения, я, честно говоря, не совсем улавливаю эту разницу между москвичами и питерцами, по-моему, "и раввин, и капуцин одинаково в

Записки о западной литературе

Средняя оценка: 7.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Тынянов Юрий Николаевич
Информация о произведении
Полное название: 
Заметки о западной литературе
Дата создания: 
1921
История создания: 


Моментальная панорамная фотография состояния западной литературы на начало 20-х годов прошлого века.

Литературный факт

Средняя оценка: 9 (3 votes)
Полное имя автора: 
Тынянов Юрий Николаевич
Информация о произведении
Полное название: 
Литературный факт
Дата создания: 
1924
История создания: 


Явление, отвергнутое Надеждой Мандельштам как презренное публичное шутовство.



ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

Николай Гоголь

Средняя оценка: 7.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Набоков Владимир Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Николай Гоголь
Дата создания: 
1942-1944
История создания: 

Заказано Набокову как популярный очерк о Гоголе и его творчестве.

"В "Шинели" содержится глубокая мораль, что я и пытался передать в своей книге, но эта мораль не имеет ничего общего с дешевой политической пропагандой, которую излишне усердные почитатели в России XIX века пытались выжать из нее (или, скорее, в нее вжать) и которая, по-моему, оскорбительна и для данной повести, и для самой концепциии искусства"

Набоков, из письма читателю.

"- Скажите, - спросил я (Набоков), - что же происходит в "Ревизоре"?

Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лоренцо Валла, Lorenzo Valla
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Рассуждение о подложности так называемой дарственной грамоты Константина De falso credita et ementita Constantini donatione declamatio
Даты создания и публикации: 
1440
Ссылки на научную полемику по вопросу: 

ДАРСТВЕННАЯ ГРАМОТА КОНСТАНТИНА
Самая знаменитая подделка средневековья – «Константинов дар», подложная грамота VIII века (этот экземпляр грамоты отпечатан в Риме в начале XVI века)
О подложности Константинова дара - Википедия
Кирилл Кобрин. К истории датировок
стилометрия
Константинов дар

Перевод с латинского М.А.Гуковского

Ленты новостей