теология

Коменский Ян Амос

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ян Амос Коменский, Jan Amos Komensky, Comenius
Информация об авторе
Даты жизни: 
1592 - 1670
Язык творчества: 
чешский, латынь
Страна: 
Чехия, Германия, Англия, Венгрия, Польша, Нидерланды
Творчество: 

 "Таких, как он, современные философы относят к "абсолютным познавательным оптимистам", потому что Ян Амос неоднократно повторял:
1) "в мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек";
2) "человеческое тело вполне достаточно для бесчисленных действий".
/
Пласковицкий. Адаптация абсолютов. По книге Яна Амоса Коменского "Великая дидактика"/

мир чувственных вещей в картинках. детские игры.
Иллюстрация к книге Коменского "Мир чувственных вещей в картинках"

Вечная жизнь и вечный двигатель. 

" [...]Это весьма поверхностное (и не слишком понятное) описание показывает нам, что «машинка», сконструированная Коменским в 1639 г., в самом деле работала. Как долго это продолжалось, мы, к сожалению, не знаем, но, по-видимому, устройство действовало достаточно длительное время, потому что автор с чистой совестью принимал его за перпетуум мобиле. Именно поэтому большая часть сочинения «Об искусстве самопроизвольного движения» написана в мажорном, приподнятом тоне; при этом, конечно, наибольшую ценность данному произведению придает глубокая вера автора в технический и общественный прогресс человечества."
 /с сайта Перпетуум Мобиле/

Краткая библиография

1614 - 1627 энциклопедический труд "Театр всех вещей";
1612 - 1656 словарь "Сокровищница чешского языка";
1627 - 1632 "Дидактика" (на чешском, также "Рай церкви или рай чешский");
1633 - 1638 "Великая Дидактика" (на латыни) - система всеобщего и всестороннего образования-воспитания в целостном изложении;
1631  аллегорическая поэма о страннике "Лабиринт света и рай сердца";
1631  "Открытая дверь к языкам" - первый учебник латинского языка, построенный на описании реальной действительности;
1649 "Новейший метод языков" - философское учение о языке, обосновывающее необходимость развития национальных языков;
1651 "Пансофическая школа";
1656 "Школа - игра" - 8 пьес для детей на основе материала "Открытой двери к языкам";
1658 первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках";
1644 "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" - план реформы человечества;
1668 подведение итогов жизни - "Единственно необходимое".

Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, избранные главы. 
Более-менее полная библиография в немецкой Википедии, в разделе Werke.

Биография: 

биография на сайте Радио Прага
на сайте музея Яна Амоса Коменского (англ.) 
;
в Википедии;
на сайте рефератов;
на сайте Хронос;
на сайте Филателия;
на сайте Жизнь Евразии.

альфред муха. ян амос коменский - последние дни в наардене
 
"Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно менялось, нигде не находил я себе прочного приюта."

/Ян Амос Коменский/
 

Ссылки на общественную деятельность: 

"Каменский есть личность историческая: он принадлежит не одному своему народу, но всей Европе. Он работал у чехов, поляков, немцев, англичан, шведов, венгров, всюду воодушевляемый одной высокой и благородной мыслью воспитанием нового, лучшего поколения достигнуть всеобщего счастья, всеобщего мира на земле."
/Из предисловия к "Избранным педагогическим сочинениям Я. А. Коменского"/

Последний епископ общины "Богемских братьев".

ян амос коменскийЧешский философ-гуманист, посредник между жизнью и образованием, универсальный педагогический гений, с

Оруэлл или Оправдание зла

Средняя оценка: 7.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Ален Безансон
Информация о произведении
Полное название: 
Оруэлл или Оправдание зла
Дата создания: 
1985
История создания: 

Входит в книгу "Извращение добра: Соловьев и Оруэлл" (на русском - 2002)

 

            

Большой очерк центрального пункта творчества Оруэлла - романа "1984", представляющий собой вторую - симметричную размышлениям о труде Владимира Соловьева "Три разговора" - часть книги Безансона "Извращение

Бедствие века. Нацизм, коммунизм и уникальность Катастрофы

Средняя оценка: 6.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Ален Безансон
Информация о произведении
Полное название: 
Бедствие века. Нацизм, коммунизм и уникальность Катастрофы
Дата создания: 
1998
История создания: 

 

В нерв века. Глубоко, аргументированно, беспощадно, поучительно и весьма актуально. Адресат: русские, немцы, евреи, христиане, европейцы и все остальные.

Безансон Ален

Средняя оценка: 6.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Ален Безансон
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. 1932
Язык творчества: 
французский
Страна: 
Франция
Творчество: 

"Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы" в Читальном зале Пергама,
 также в расширении pdf (9,5 МБ)

Произведения Безансона в биб-ке Якова Кротова, в том числе книга "Извращение добра", часть первая, часть вторая, также "Христианство и искусство"

Статьи, интервью:


Книги Безансона, изданные на русском:

«Интеллектуальные истоки ленинизма»
«Извращение добра»
«Советское настоящее и русское прошлое»
«Бедствие века»
«Убиенный царевич»
«Запретный образ»


* * *

"На протяжении многих лет я провожу своеобразный социологический опрос — ставлю студентам-историкам и своим коллегам по Французской академии один и тот же вопрос: «Что вы знаете об украинском Голодоморе?» Так вот, на протяжении всех этих лет ни один — ни один! — из них — от убеленных сединами академиков до юных студентов — ничего не слышал о Голодоморе. До того, как я рассказал им об этом. Но ведь одного Безансона явно мало для информирования французского общества! Украинцев не слышно. Они не информируют нас о своей трагедии."
/из интервью 2008 года/

Рецензии:


Дискуссии:

Биография: 

"...Как и подобает французскому интеллектуалу, Безансон прошел путь увлечения левыми идеями. В 1951 г. стал членом Французской компартии, а в 1956-м – вышел из нее. Вышел по принципиальным соображениям, прочитав «закрытый» доклад Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС. Он понял, что его, как и многих истинных коммунистов, надули, что преступления не были следствием лишь сталинских пороков. Дело в системе.
С тех пор Безансон занялся историей России и СССР. Это еще больше убедило его в сделанных ранее выводах. «Я надеюсь, – написал он в автобиографии, – что время, которое я потратил на исследование российской истории и советского коммунизма, зачтут мне как раскаяние».

/Юрий Шаповал. Украинофил из Парижа

* * *

"...В 1960 — 1964 гг. работает в Национальном центре научных исследований (CNRS), где готовит первую докторскую диссертацию. На сегодняшний день имеет две докторские степени - доктора исторических наук и доктора филологических и гуманитарных наук. Преподавал в различных научных учреждениях: Колумбийском и Рочестерском университетах Нью-Йорка, Вашингтонском Центре Вильсона Института Кеннана, в Институте Гувера Стэнфордского университета, британском Оксфорде. Член философской секции Академии гуманитарных и политических наук — одной из пяти академий, входящих в Институт Франции. Член редколлегии журнала «Cahiers du monde russe» («Тетради русского мира»), член редакционного совета журнала «Commentaire» («Комментарий»)"
/из блога Ивана Денисова http://diary1.ru/

Ссылки на общественную деятельность: 

Профессиональный антикоммунист

Лютер Мартин

Полное имя автора: 
Мартин Лютер, Martin Luther
Информация об авторе
Даты жизни: 
1483 - 1546
Язык творчества: 
немецкий, латынь
Страна: 
Германия
Ссылки на общественную деятельность: 

Мартин Лютер - христианский теолог, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Новый Завет и юдофобия

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Новый Завет и юдофобия
Дата создания: 
1991

Статья состоит из трех частей. Вначале Лезов вводит российского читателя в проблематику западной "теологии после Освенцима" и новозаветных предпосылок позднейшего расистского антисемитизма.

Христианство после Освенцима

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Христианство после Освенцима
Дата создания: 
1988-1990
История создания: 

"В середине 80-х годов я обнаружил, что эти профессиональные занятия изменили мое понимание церковных и политических дел. Я попытался понять, что же изменилось. Постепенно складывались некоторые предположения, требовавшие обоснования и проверки. Со временем я стал излагать эти мысли, пользуясь разными поводами. Главные идеи статьи "Христианство после Освенцима" я сформулировал в одноименном докладе, впервые прочитанном в академическом клубе германистов (апр. 1988 г.). Тогда название доклада звучало по-русски непривычно. Целиком статья была опубликована в журнале "Страна и мир" (Мюнхен), затем в "Октябре" (1990 г., # 10).
Позже я решил применить некоторые важные для меня идеи и критерии для анализа "либеральной субкультуры в русском православии" - той среды, которая дала мне первые импульсы к самостоятельному мышлению и которой я многим обязан. Один из отрывков - о покойном протоиерее А.Мене - был опубликован в "Независимой газете" (февраль 1993 г.). Этот текст был встречен с непониманием, в котором, конечно, виновен только автор. Мои предпосылки и credo не были сформулированы в явном виде.
И все-таки жаль, что предложенные (и выстраданные) мной соображения почти не встретили осмысленной и понимающей критики в печати, а только - если говорить без ханжества - апологетическую брань неумных людей, беспомощные аргументы pro domo sua..."
из авторского предисловия 1994 года

Первая статья "опыта в двух частях" под названием "Национальная идея и христианство".

О непроисхождении христианства из иудаизма

Средняя оценка: 7.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
О непроисхождении христианства из иудаизма
Дата создания: 
1997
История создания: 

Доклад, прочитанный 29 сентября 1997 г. на конференции по библеистике, организованной Библейско-Богословским институтом св. апостола Андрея (Москва).
Входит в книгу "Попытка понимания", 1999

 

(частично)

Божественная комедия

Средняя оценка: 9.1 (11 votes)
Информация о произведении
Полное название: 
Божественная комедия, La divina commedia
Дата создания: 
1308 – 1321 гг.
История создания: 

Создавалась и изгнании, с 1308 года и почти до самой смерти автора.
Название "комедия" отражало традиционное средневековое жанровое деление: повествование с ужасным началом и хорошим концом. Эпитет "божественная" был добавлен в знак восхищения Д. Бокаччо, написавшим книгу о Данте.
Состоит из трех частей:
Ад (Inferno)
Чистилище (Purgatorio)
Рай (Paradiso)

Количество песен (кантик) - по 33 в каждой части, как и само количество частей - отражение средневековой цифровой символики.

Наглядные "схемы" космоса Данте и его отдельных частей в соответствии со структурой поэмы - здесь

"Тройственная поэма, в которой все знания, все поверия, все страсти средних веков были воплощены и преданы, так сказать, осязанию в живописных терцинах", - лучше солнца русской поэзии сказать трудно )

Замок

Средняя оценка: 8.3 (9 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Замок
Дата создания: 
1922
История создания: 

  Характер изложения в "Замке" очень напоминает "Исследования одной собаки". Книга эта одновременно грандиозная и смутная, поскольку Кафка собрал в ней все темы, занимавшие в то время его сознание. Обширный фрагмент, - но можно ли говорить о каком-то фрагменте, в то время как, похоже, для завершения произведения достаточно было добавить всего лишь один день к шести уже описанным? - был создан самое большее за восемь месяцев, и Кафка не дал себе труда ни закруглить углы, ни выявить силовые линии...
/Клод Давид, глава "Вокруг "Замка" из биографии Кафки. С сайта, посвященного писателю/

Опубликован в 1926 году

 

 

                 

Версии одной легенды

Средняя оценка: 7 (2 votes)
Полное имя автора: 
Борхес Хорхе Луис
Информация о произведении
Полное название: 
Версии одной легенды
Дата создания: 
1952
История создания: 

Входит в цикл эссе "Новые расследования"

Популярный пересказ разных изводов легенды о царевиче Сиддартхе, размывающих его образ до чистой абстракции, причем непонятно, в чем состоит "моя версия" самого Борхеса (в переводе В. Резника). 
 

Мильтон Джон

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джон Мильтон, John Milton
Информация об авторе
Даты жизни: 
1608 —1674
Язык творчества: 
английский
Страна: 
Англия
Биография: 
* * *
 

Джон Мильтон — плоть от плоти своего времени и среды. Сын состоятельного нотариуса (при этом одного из лучших тогдашних английских музыкантов!), он получил превосходное образование и завершил его поездкой по Европе. В Италии Мильтон встретился с престарелым уже Галилеем. Это с легкой руки Мильтона распространилась в веках легенда о том, будто инквизиция пытала великого ученого. Но что не сделаешь в интересах политической пропаганды? К слову, при этом Мильтон так и не разделил научных взглядов Галилея, предпочтя им геоцентризм Птоломея…
Начавшаяся революция призывает Мильтона в Англию. Здесь он окунается в политическую борьбу. Он пишет массу пламенных памфлетов в защиту свободы печати, совести (в урезанном для ненавистных католиков виде). Он проповедует право на развод, — статью об этом Мильтон создает во дни своего медового месяца, исходя из собственной нерадостной практики.
«Еще неизвестный поэт, но политический писатель, уже славный в Европе своим горьким и заносчивым красноречием» (слова А.С.Пушкина), Мильтон и впрямь воспринимал революцию как борьбу небесных сил с дьявольскими, как попытку установить в Англии истинно христианский режим, «Новый Иерусалим», по выражению проспиртованных библейскими текстами пуритан.
В годы Реставрации Мильтон лишился части состояния и ослеп. Но именно в эти самые горькие для него годы поражения он создал одну из величайших эпических поэм человечества — «Потерянный рай».
Библейская история об искушении сатаной Евы и об изгнании грехопавших прародителей человечества из рая Джон Мильтон воспринимает философски масштабно. Причем в осмыслении библейского сказания поэт довольно самостоятелен и противоречив. Его сатана — мощный герой-богоборец, который мстит богу за свое унижение. В этом образе прорывается пафос революционного ниспровержения авторитетов и гордыня пуритан.
Другое противоречие сознания верующего автора состоит в том, что сатана искушает Еву знанием,— оно ведет к греху и гибели. Но в то же время современник прорыва в науке Мильтон в своих памфлетах превозносил знание…
Весьма далек от благостности и гуманизма и бог Мильтона. Это грозный «вышний судия» Ветхого Завета, весьма своенравный и далекий от какой-либо внятной человеку логики.
Впрочем, пламенный, фанатичный пуританин Мильтон и мысли не допускал о противоречиях в Библии или в своей богоугодной поэме.
/В. Бондаренко. Англия во второй половине 17 века/


В Википедии

В биографической библиотеке Флорентия Павленкова
С сайта Биографии Великих людей (сам сайт уже не существует)
В. Попов. пуританин, поэт, правозащитник
В Литературной энцкилопедии на сайте «Русская литература и фольклор»


Ссылки на общественную деятельность: 

Ареопагитика. Речь о свободе печати от цензуры обращенная к парламенту Англии (1644):
http://www.krotov.info/acts/17/2/milton.htm
http://evartist.narod.ru/text2/28.htm

                          Властитель числ органа,

Валла Лоренцо

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лоренцо Валла, Lorenzo Valla
Информация об учёном
Даты жизни: 
1407-1457
Научная биография: 
    В начале карьеры прославился как знаток латыни и (древне)греческого языка (учителя в греческом языке - Ауриспа и Ринуччо). Общение с учеными-гуманистами Бруни(1426), в римской курии папы Мартина 5 (1417-1431) входил (?-1431) в кружок гуманистов "Вральня" вместе с Поджо Браччолини, Антонио Лоски, Чинчо Романо, Монтепульчано, Антонио Беккаделли(Панормита). Большое влияние оказали на В. трактат Квинтилиана "Обучение оратора" и поэма Лукреция "О природе вещей", открытые Поджо Браччолини в 1416 и 1417 гг. К этому периоду относятся работы: филологическая "О сравнении Цицерона с Квинтилианом" (не сохранилась), с критикой Цицерона (в т.ч. как юриста) и первая редакция диалога "О наслаждении", где излагаются идеи Эпикура.
    В 1431-1433 преподавание риторики в Павийском университете (Катон Сакко и Маффео Веджо). Вторая редакция диалога "О наслаждении", начало работы над трактатом "О красотах латинского языка", юридическая работа "О девизах и геральдических знаках" с критикой средневековых глоссаторов.
    В 1435-1447 работал секретарем Неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Издал «О красотах латинского языка» — выяснение точного значения латинских слов и их правильного и изящного употребления — имело большой успех у современников и позднее; кроме массы рукописей, существует более 30 печатных изданий только XV века. В этот период изданы первая редакция "Диалектики" (1439-1440) ("Перекапывание диалектики и философии"), критика схоластической диалектики и Аристотеля. Диалог "О свободе воли" (1438-1442) направлен против концепции Боэция: несмотря на последствия первородного греха человек сохранил способность самостоятельного выбора между добром и злом. В 1440 в трактате "De falsa credita et ementita Constantini donatione" доказал подложность "Константинова дара", документа, на котором римские папы основывали притязания на светскую власть.
    Валла комментировал латинских писателей Ливия, Саллюстия, Квинтилиана; перевёл Геродота, Фукидида, а также часть «Илиады» и некоторые басни Эзопа; писал философские трактаты и исторические произведения.
    Характерные черты учёно-литературной деятельности Валлы — резкий критицизм по отношению к церковным и гуманистическим авторитетам и ожесточенная борьба против аскетизма. В частности, Валла опровергал церковное учение о происхождении апостольского символа. В «Рассуждении против Ливия, что два Тарвкиния, Луций и Аррунс, были внуками, а не сыновьями Тарквиния Древнего» выступил против мнения Ливия, основываясь на резонных хронологических соображениях. Этот критицизм вызвал со всех сторон резкие нападки на Валлу: он едва спасся от инквизиции за мнение об апостольском символе и должен был вести ожесточенную полемику с Поджо Браччолини, Фацио и другими гуманистами.
    В философии и жизни Валла был сторонником умеренного эпикурейского наслаждения. Против аскетизма он выступил в двух трактатах: «Об истинном и ложном благе» (1432), где он, изобразив диалог христианина, стоика и эпикурейца, нападает на стоицизм и пытается примирить с христианством эпикуреизм, и «О монашеском обете», где он резко восстает против института монашества.
    Но Валла не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами, особенно в последний, римский период (1447-1457, секретарь папы Николая 5) своей деятельности: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета "Сопоставление Нового завета", написал: «Беседу о таинстве пресуществления» и потерянное теперь сочинение об исхождении св. Духа. В "Похвальном слове святому Фоме Аквинскому" дал ему низкую оценку как теологу, противопоставляя его взгляды апостолу Павлу и другим. По заказу Альфонса Арагонского, он написал также историю его отца «О деяниях Фердинанда, короля Арагона» (1446)
Википедия
Биография
Лоренцо Валла
Лоренцо Валла: Владимир Соловьев
Валла, Лоренцо — Chronowiki

Произведения на латыни, переводы на англ. язык

Ленты новостей