"...По мнению Бультмана, в НЗ мы имеем дело с изображением мифологического существа: весть о событии, в котором Бог даровал людям спасение, была выражена на мифологическом языке еврейской апокалиптики и эллинистических мистериальных религий. Это значит, что керигма не проявляет исторического (в смысле historisch) интереса к личности и жизни Иисуса – к "тому, что произошло на самом деле"; для нее (по мысли Бультмана) это несущественно, потому что "на самом деле" Иисус умер ради спасения людей, а Бог воскресил его. Так, в одной из своих последних статей – "Первохристианская весть о Христе и исторический Иисус" (1960 г.) Бультман пишет: "Сочетание исторического повествования и керигматической христологии в синоптических евангелиях вовсе не преследует цель легитимировать керигму посредством исторических фактов, а как раз наоборот: легитимировать жизнь Иисуса в качестве мессианской, рассматривая ее в свете керигматической христологии" . Вот что это значит: первые поколения христиан должны были как-то осмыслить то обстоятельство, что согласно их вере Бог сделал "Господом и Христом" (ср. Деян 2:36) Иисуса, жизнь которого почти не была замечена современниками. Следовательно, керигма для обоснования требования поверить в того, о ком она возвещала, нуждалась не в земном Иисусе из Назарета с его (по всей видимости) немессианской жизнью, а в собственной версии "исторического Иисуса" – в таинственном Сыне Божьем, явившемся на землю и жившем среди людей, в Христе, которого Бог уже на земле "засвидетельствовал силами, чудесами и знамениями" (Деян 2:22).[...]
Бультман стремился представить провозвестие исторического Иисуса (которого наука тогда считала еврейским апокалиптиком) так, чтобы это провозвестие стало понятным для читателя, к которому он обращался. А "сделать понятным" для Бультмана значит поставить под вопрос самопонимание адресата. И Бультману удалось достичь своей цели: читатель этой книги воспринимает весть бультмановского Иисуса как обращенный к нему вызов (разумеется, если адресат этого текста разделяет с автором некоторые культурные предпосылки).[...]
Бультман настойчиво отрицает, что Иисусу истории может принадлежать конститутивная и центральная роль в христианской теологии. Чтобы объяснить такое отрицание, Бультман обычно предлагает некоторые "внутрисистемные" основания: Иисус не был христианином и потому не мог возвещать о "событии Христа" как акте спасения. Однако Бультман никогда не скрывал, что его герменевтика (в частности, "программа демифологизации") направлена на то, чтобы сохранить достоверность христианства для современного человека и одновременно не поступиться основополагающими чертами христианской идентичности. Как известно, либеральная теология XIX в. заменила Христа догматики в качестве своей систематической основы и предмета на Иисуса историков (т. е. на величину, производную от методики исследования, от имеющихся фактических данных, с которыми работает историк, от его мировоззрения и многого другого), и в результате как теология она потерпела крушение. Можно сказать, что она сама себя разрушила.[...]
Будучи профессиональным историком, Бультман понимал: исследования жизни Иисуса из Назарета непригодны для того, чтобы обосновать или хотя бы проиллюстрировать образ Христа догматики. История и догматика не могут иметь общий предмет, историку нечего сказать о втором лице Троицы: историк занимается делами людей. Неизбежная связь христианской веры с историей как Historie – это связь с чем-то зыбким, изменчивым и ненадежным. Вспомним, как часто меняются научные представления об отдаленных и даже не очень отдаленных событиях и эпохах мировой истории. Поэтому Бультман бросает Иисуса из Назарета на произвол историков и заявляет, что христианская вера – это вера в "событие Иисуса Христа", в решающее эсхатологическое деяние Бога, о котором возвещает керигма. Что же касается земного Иисуса, то керигма для развертывания своего содержания "нуждается" лишь в самом факте его жизни и насильственной смерти (das Dass – в терминологии немецкой философии и Бультмана). Этот минимум, как надеется Бультман, историческое исследование всегда сможет гарантировать.[...]
Вот несколько высказываний Бультмана на эту тему из работы "НЗ и мифология":
«Рядом с историческим событием распятия в НЗ находится Воскресение, которое не относится к числу исторических событий... Может ли речь о воскресении Христа быть чем-либо другим, нежели просто способом выразить значение Креста? Не значит ли идея Воскресения, что крестную смерть Иисуса надо рассматривать не просто как гибель человека, а как освобождающий суд Бога над миром – суд Бога, лишающий смерть ее силы?... Мы встречаем Христа, Распятого и Воскресшего, в слове провозвестия – и больше нигде... Понимающая вера в это слово и есть подлинная пасхальная вера... Пасхальное событие, в той мере, в какой его можно назвать историческим событием рядом с событием Креста, есть не что иное, как возникновение веры в Воскресшего, – веры, которая стала истоком провозвестия» .
Почти двадцать лет спустя, в споре с бывшими учениками, Бультман еще резче формулирует ту же позицию:
"Многократно говорилось, главным образом в виде критики в мой адрес, что в соответствии с моей интерпретацией керигмы Иисус воскрес в керигму. Я принимаю этот тезис. Он абсолютно верен – при условии его правильного понимания. Он предполагает, что сама керигма есть эсхатологическое событие, и он означает, что Иисус действительно присутствует в керигме, что слово, с которым слушатель встречается в керигме, – действительно его Слово. Если это так, то все рассуждения о способе бытия Воскресшего, все рассказы о пустой гробнице и все пасхальные легенды, какие бы элементы исторических фактов они ни содержали и как бы истинны они ни были в своем символическом содержании – все это становится безразличным. Верить в Христа, присутствующего в керигме – вот смысл пасхальной веры"..."
Сергей Лезов, "Труды и дни Рудольфа Бультмана", с сайта РГГУ http://ivka.rsuh.ru/binary/78809_96.1236191407.97839.doc
_______
Остальные ссылки по теме на странице, посвященной Рудольфу Бультману http://pergam.pergam-club.ru/book/2842

Последние комментарии
1 неделя 2 дня назад
1 неделя 6 дней назад
3 года 13 недель назад
3 года 20 недель назад
3 года 49 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 11 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 17 недель назад