искусствоведение

Смысл картины

Средняя оценка: 4 (2 votes)
Полное имя автора: 
Александр Раппапорт
Информация о произведении
Полное название: 
Смысл картины
Дата создания: 
2001
История создания: 

Десятое письмо из "99 писем о живописи"

Вот стоит в комнате телевизор. Его цветное изображение обладает многими колористическими достоинствами. И все же, если представить, что изображение на экране застыло, мы не увидим в нем картины.

99 писем о живописи

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Александр Раппапорт
Информация о произведении
Полное название: 
99 писем о живописи
Дата создания: 
2001
История создания: 

Предисловие к книге:

Предисловия к письмам не пишутся, в особенности - самим автором. Но в данном случае это придется сделать, чтобы понять, что это за письма и кому они написаны.
Они написаны в апреле-июне 2001 года и адресованы Олегу Игоревичу Генисаретскому, издавшему том собрания сочинений П.Флоренского "Об искусстве"[...]
Я начал писать Олегу эти письма, но он ни разу мне не ответил. Это меня не только не смутило, но и ободрило. Вдаваться в полемику по поводу живописи я не очень то и хотел. А иметь такого читателя, как Олег, мне было лестно и подогревало мой энтузиазм. В печатном варианте я убрал, за немногими исключениями, обращения к адресату. Письма писались быстро, и когда их число перевалило за пол сотни, я решил остановиться на магическом числе 99.
Жанр писем оказался крайне удобным для изложения несистематизированных суждений, а мне начало казаться, что от их систематизации и толку было бы мало. Письма ведь не обязаны быть систематизированы.
Не мне судить, можно ли извлечь из них какую-нибудь пользу.
Выбор тем и примеры хаотичны и случайны. Не знаю, применимы ли к такого рода рассуждением слова Пастернака, что "чем случайней, тем вернее". Не думаю. Но у случайности должны быть и свои достоинства.
По ходу дела я все больше убеждался в том, что то, что мне так нравится в живописи - прежде всего цвет - словами не передашь. Если все же удалось передать в этих письмах любовь к живописи, автор был бы счастлив.

Фрагмент [24]. Функции искусства (не всегда все!)

Средняя оценка: 7.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [24]. Функции искусства (не всегда все!)
Дата создания: 
1960

1. Экспрессивная (религиозная: гимны);
2. Миметическая (творческая, собственно-художественная: театр);
3. Суггестивная (идейная: дидактика);
4. Компенсаторная (тонизирующая: комедия?).

Фрагмент [22]. Социальное и историческое в поэзии

Средняя оценка: 7.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [22]. Социальное и историческое в поэзии
Дата создания: 
1960

Не говоря уже о сознательно-историческом (завоевание поэзии сравнительно недавнее, вероятно, с преромантиков XVIII века), но даже социальное не всегда было непосредственно содержанием творчества у всех

Фрагмент [13]. Основание искусства (в особенности поэзии)

Средняя оценка: 8.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [13]. Основание искусства (в особенности поэзии)
Дата создания: 
1960

Обычные определения исходят из суб'ективного (человеческого) начала. Например, "образное мышление" как вид мыслительной способности. На этом основаны классификации (разум, чувство, воображение, память, воля).

Фрагмент [18]. Три вкуса

Средняя оценка: 7.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [18]. Три вкуса
Дата создания: 
1960
История создания: 

"Академизм" -- старческая дальнозоркость вкуса. "Модернизм" -- близорукость. Норма зрения -- "классическое".

Фрагмент [08]. Модернизм

Средняя оценка: 7.4 (8 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [8]. Модернизм
Дата создания: 
1960

Смешанное, хаотическое слово. Очень удобное в полемике из-за своей дву(много)смысленности. Уже потому неяное, что в основе лежит отрицательное определение.

Безансон Ален

Средняя оценка: 6.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Ален Безансон
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. 1932
Язык творчества: 
французский
Страна: 
Франция
Творчество: 

"Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы" в Читальном зале Пергама,
 также в расширении pdf (9,5 МБ)

Произведения Безансона в биб-ке Якова Кротова, в том числе книга "Извращение добра", часть первая, часть вторая, также "Христианство и искусство"

Статьи, интервью:


Книги Безансона, изданные на русском:

«Интеллектуальные истоки ленинизма»
«Извращение добра»
«Советское настоящее и русское прошлое»
«Бедствие века»
«Убиенный царевич»
«Запретный образ»


* * *

"На протяжении многих лет я провожу своеобразный социологический опрос — ставлю студентам-историкам и своим коллегам по Французской академии один и тот же вопрос: «Что вы знаете об украинском Голодоморе?» Так вот, на протяжении всех этих лет ни один — ни один! — из них — от убеленных сединами академиков до юных студентов — ничего не слышал о Голодоморе. До того, как я рассказал им об этом. Но ведь одного Безансона явно мало для информирования французского общества! Украинцев не слышно. Они не информируют нас о своей трагедии."
/из интервью 2008 года/

Рецензии:


Дискуссии:

Биография: 

"...Как и подобает французскому интеллектуалу, Безансон прошел путь увлечения левыми идеями. В 1951 г. стал членом Французской компартии, а в 1956-м – вышел из нее. Вышел по принципиальным соображениям, прочитав «закрытый» доклад Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС. Он понял, что его, как и многих истинных коммунистов, надули, что преступления не были следствием лишь сталинских пороков. Дело в системе.
С тех пор Безансон занялся историей России и СССР. Это еще больше убедило его в сделанных ранее выводах. «Я надеюсь, – написал он в автобиографии, – что время, которое я потратил на исследование российской истории и советского коммунизма, зачтут мне как раскаяние».

/Юрий Шаповал. Украинофил из Парижа

* * *

"...В 1960 — 1964 гг. работает в Национальном центре научных исследований (CNRS), где готовит первую докторскую диссертацию. На сегодняшний день имеет две докторские степени - доктора исторических наук и доктора филологических и гуманитарных наук. Преподавал в различных научных учреждениях: Колумбийском и Рочестерском университетах Нью-Йорка, Вашингтонском Центре Вильсона Института Кеннана, в Институте Гувера Стэнфордского университета, британском Оксфорде. Член философской секции Академии гуманитарных и политических наук — одной из пяти академий, входящих в Институт Франции. Член редколлегии журнала «Cahiers du monde russe» («Тетради русского мира»), член редакционного совета журнала «Commentaire» («Комментарий»)"
/из блога Ивана Денисова http://diary1.ru/

Ссылки на общественную деятельность: 

Профессиональный антикоммунист

Фрагмент [06]. Pro и contra абстрактивизма

Средняя оценка: 7.3 (8 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [6]. Pro и contra абстрактивизма
Дата создания: 
1960

I. Pro. В искусстве сюжет эстетически ничто. Это струны -- не пальцы, не звук. Это...

Фрагмент [05]. О фотографии

Средняя оценка: 7.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Ефимович Пинский
Информация о произведении
Полное название: 
Фрагмент [5]. О фотографии
Дата создания: 
1960

Против тривиального чистого отрицания, не менее пошлого, чем натурализм!

Ленты новостей