городская лирика

Город

Полное имя автора: 
Александр Блок
Информация о произведении
Полное название: 
цикл стихотворений Город
Дата создания: 
1904-1908
История создания: 



Добрые псы

Средняя оценка: 6 (4 votes)
Полное имя автора: 
Sharl Pierre Bodler Шарль Бодлер
Информация о произведении
Полное название: 
Добрые псы
Дата создания: 
1865
История создания: 

Сборник "Парижский сплин", L (изд. 1869)

Стихотворение в прозе посвящено Жозефу Стевенсу (1819-1892) - бельгийскому художнику, автору
бытовых и анималистических картин, другу Бодлера (он фигурирует в тексте как "живописец",
подаривший поэту свой жилет).
Бюффон, Жорж (1707-1788) - французский естествоиспытатель.
Стерн, Лоренс (1713-1768) - английский писатель; Бодлер упоминает об известном комическом эпизоде из его романа "Сентиментальное путешествие".
Рокплан, Нестор (1804-1870) - французский журналист и художник, главный редактор газеты "Фигаро". Пале-Рояль - дворец в Париже, построенный в 1629 г., в XIX веке часть его занимали игорные залы и увеселительные заведения.
Позвольте ввести вас в комнату акробата - описание Бодлера навеяно картиной Стевенса "Жилище бродячего актера" (1857).
Сведенборг, Эммануил (1688-1772) - шведский философ-мистик.
Аретино, Пьетро (1492-1556) - итальянский поэт, драматург и памфлетист.


Г-ну Жозефу Стевенсу

Сплин в Париже. Маленькие стихотворения в прозе

Средняя оценка: 8.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Sharl Pierre Bodler Шарль Бодлер
Информация о произведении
Полное название: 
Le spleen de Paris. Les petits poemes en prose (Сплин в Париже. Маленькие стихотворения в прозе)
Дата создания: 
1857-1867
История создания: 

Первые стихотворения в прозе конца 18 — начала 19 века, как отмечает Н.Винсен-Мунниа, были
предвестниками «поэтического сплина». Их авторы работали над созданием новой поэтической речи и
наметили проблемы для теоретического осмысления: «сплин» в поэзии отражал состояние современной
ему поэтики».

Шарль Бодлер продолжил работу над созданием жанра, которую начали его предшественники.
Появление его стихотворений в прозе, по признанию самого автора, имело непосредственное к ним
отношение: «Перелистывая <...> «Гаспара из Ночи» Алоизия Бертрана <...>, я напал на мысль сделать
аналогичную попытку и применить к описанию современной жизни <...> прием, примененный им к
изображению жизни древней, столь странно живописной». Результат не соответствовал замыслу поэта: «я заметил, что <...> создаю что-то <...> странным образом отличное от моего таинственного и
блистательного образца».

Бодлер был первым, кто употребил термин «стихотворение в прозе» для обозначения своих лирических
миниатюр, которые вошли в цикл «Парижский сплин» и объяснил свой замысел. В письме директору
газеты «Ла Пресс» Арсену Уссе, известному теперь как предисловие, открывающее сборник, автор
определил своеобразие своего произведения, его композицию, форму и тематику. Сборник,
содержащий пятьдесят стихотворений (из ста задуманных), был издан в 1869 году, спустя два года
после смерти поэта. До этого отдельные части произведения публиковались в разных парижских
журналах. Первые стихотворения в прозе были написаны автором уже в 1857 г. Известно, что заглавие
книги было предметом длительных размышлений поэта и неоднократно менялось: Poemes nocturnes, Le
Promeneur solitaire, Le Rodeur parisien, Petits poemes en prose. Выбор в качестве заглавия Le Spleen de
Paris тоже нельзя считать окончательным, поскольку в переписке Бодлер и позже неоднократно
возвращался к названию Petits poemes en prose.

Бодлер вывел стихотворение в прозе на новый этап развития, освобождая стихотворение вообще от
размера и рифмы (то, что позднее послужило критерием разграничения стихотворения в прозе и свободного стиха) и утверждая новое поэтическое содержание: поэзию современной городской жизни.
Этот сборник оказал значительное влияние на поэзию следующих поколений. «Символическая ставка
на новый жанр была сделана: новому «означаемому» - «современность» - необходимо новое
«означающее» -стихотворение в прозе».
Период с 1869 (публикация сборника стихотворений в прозе Ш. Бодлера) по 1898 год (смерть С. Малларме) считают «золотым веком стихотворения в прозе». М.Сандра отмечает, что своим успехом
жанр отчасти был обязан журналам, охотно публиковавшим «короткую прозу» и познакомившим
читателей с творчеством С. Малларме, А. Рембо, Ж. Лафорга, П.Верлена, Ж- К Хюисманса, С.-П. Ру, А. де
Ренье, Ж. Ренара, Ш. Кро, Лотреамона (И. Дюкасс), В. де Л'Иль-Адама. С другой стороны, именно
журнальные публикации, помещавшие рядом со стихотворением в прозе другие короткие тексты
«неопределенного» жанра, способствовали их смешению и придавали стихотворению в прозе статус
неопределенности.
Источник

"Философские фантазии парижского праздношатающегося" - так сам Бодлер хотел назвать свои стихотворения в прозе.

Ленты новостей