роман-эпопея

Шаров Владимир

Полное имя автора: 
Шаров Владимир Александрович
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. 07.04.1952
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия
Творчество: 

Книги В. Шарова

1995 — До и во время: Роман. — М.: Наш дом — L'Age d'Homme.
1996 — Стихи. — М.: Наш дом — L'Age d'Homme.
1997 — Репетиция; «Мне ли не пожалеть...»: Романы. — М.: Наш дом — L'Age d'Homme. — (Переиздано изд-вом «Лимбус Пресс» в 2003 г.).
1999 — След в след. — М.: Наш дом — L'Age d'Homme. — (Переиздано изд-вом «ОЛМА-ПРЕСС» в 2001 г.).

Рецензия от sibkron'а:

Как правильно указано в рецензиях и аннотации, проза довольно плотная. Пишет автор качественно. Здесь вымысел соседствует с фантастикой. Своего рода зеркало истории XX века. Рассказывается история рода, все беды, выпавшие на его долю, при чем довольно правдиво. Есть мысли, что все-таки нам историю в учебниках в школе преподносят не такой как она на самом деле. Хотя об этом всегда трудно рассуждать. Я помню в школе нас учили при написании сочинения, что "сколько людей, столько мнений". Так и тут пишет о сотрудничестве полиции и революционеров. Много таких моментов было. Согласен страшно, невыносимо, но мы не должны отвечать за ошибки отцов, хотя принимать к сведению их все-таки нужно. Шаров умно и тонко описывает маленькую революцию в психиатрической больнице, затем внедрение идей марксизма-ленинизма. При чем идеи у него сорняк, новый вид риса, который с одной стороны несет довольствие и достаток в дом, с другой полностью поглощает пространство и выживает другие растения. Могу заметить, что мало диалогов в произведении, но от этого его художественная ценность не уменьшается. В сущности идея такова, что есть некое единение людей. То есть мы все единое целое и творим свою историю. В романе чувствуются некие нотки фатализма и экзистенциализма. Каждый член рода, узнав правду о предыдущих членах своей семьи, начинает понимать в чем смысл его жизни. Дерево у Шарова есть род семьи, людей. Пусть так, но не нравится мне идея отстраненности, уничижения за грехи отцов (пусть даже грехи вымышленные, кем-то обозначенные).

2000 — Старая девочка: Роман. — М.: Наш дом — L'Age d'Homme.
2003 — Воскрешение Лазаря: Роман. — М.: Вагриус.

2008
Будьте как дети: Роман. М.: Вагриус
2009
— Избранная проза в 3 книгах: До и во время, Репетиции, Искушение революцией. —  М: Arsis Books.

Биография: 

Родился 7 апреля 1952 года в Москве. Сын писателя А. И. Шарова (Нюрнберга; 1909—1984). Окончил исторический факультет Воронежского университета (1977). Кандидат исторических наук (1984). Работал грузчиком, рабочим в археологической партии, литературным секретарем.

Дебютировал как поэт в 1979 году (журнал «НМ»). Первый роман «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» появился на страницах журнала «Урал» (1991, №№ 6—8). Роман «Репетиция» впервые вышел в журнале «Нева» (1992, №№ 1—2). Публикация третьего романа Шарова «До и во время» в журнале «Новый мир» (1993, №№ 3—4) вызвала единственный в своём роде литературный скандал, когда члены редколлегии «Нового мира» С. Костырко и И. Роднянская в развёрнутой статье «Сор из избы» заявили о категорическом неприятии философии и поэтики шаровской прозы. Проза Шарова с тех пор печатается исключительно в журнале «Знамя» («Мне ли не пожалеть» — 1995, № 12; «Старая девочка» — 1998, №№ 8—9; «Воскрешение Лазаря» — 2002, №№ 8-9).

«Владимира Шарова, — пишет обозреватель «Еженедельного журнала», — по праву можно назвать одним из самых ярких сегодняшних писателей. В его романах есть всё необходимое для того, чтобы они стали любимым чтением российских интеллектуалов». Говоря о последнем романе Шарова, обозреватель журнала «Политбюро» заметил: «как и все книги Шарова, «Воскрешение Лазаря» представляет собой мини-эпопею — повествовательное полотно колоссального размаха, каким-то чудом втиснутое в триста страниц необычайно плотного, лишенного композиционных пустот текста. Роман-фантасмагория, время действия которого охватывает весь XX век, а географические рамки простираются от Питера До Владивостока, лишь прикидывается сочинением историческим. События подлинной русской истории минувшего столетия перелицованы Шаровым таким поразительным образом, что удивляться не приходится решительно ничему».

Произведения Шарова переведены на итальянский, французский, китайский языки.

Отмечен премиями журнала «Знамя» (1998, 2002).

Ссылки на общественную деятельность: 

Также пишет в литератуных журналах статьи (в частности об Андрее Платонове)

Произведения в сети:

Страница в ЖЗ

Воскрешение лазаря
Старая девочка
Будьте как дети

"Стиль писателя: обезличивание произведений (то есть присутствует как вольный художник, следит в стороне за своими героями), минимум диалогов (скорее больше размышлений), яркость перонажей, посмодернистское строение текста с встраиванием небольших притч (как в романе "След в след" о маленькой революции в сумасшедшем доме и необычном красном зерне с текстом высказываний Ленина). Также присутствуют религиозные мотивы и неявный либерализм (явный - это открытая пропаганда, здесь же придерживается свободомыслия и поддерживается индивидуализм). Прослеживается склонность к альтернативной истории, но об этом трудно судить, потому что часто факты говорят в пользу обратного и заставляют верить писателю.

По общему моему мнению писатель достоин внимания и прочтения.
По версии Льва Данилкина в списке опубликованном в афише и здесь роман "Репетиции" - лучший роман 1992 г."

Сам эпатажный Виктор Топоров записал Шарова в "живые классики":
«Шаров пишет очень хорошо – сухо и цепко. И стиль его, и метод сюжетосложения давно уже стали предметом для подражания. Влияние Шарова можно усмотреть и в раннем (и лучшем) романе Дмитрия Быкова «Оправдание», и в совсем недавнем «Библиотекаре» Михаила Елизарова, и в творчестве Михаила Шишкина в целом. Пятидесятипятилетний Шаров, безусловно, живой классик».

А ведь трудно не согласиться.
sibkron


Сандро из Чегема

Средняя оценка: 7.7 (7 votes)
Полное имя автора: 
Фазиль Абдулович Искандер
Информация о произведении
Полное название: 
Сандро из Чегема
Дата создания: 
1996
История создания: 

Работа над произведением началась в 1970-е годы.
Некоторые главы не могли быть изданы при советской власти. Некоторые публиковались как отдельные повести и рассказы, впоследствии были включены в состав романа.

Роман-эпопея, состоящий из отдельных рассказов, действующим лицом (не всегда) и рассказчиком выступает Сандро из Чегема, горного села в Абхазии.

Жизнь и судьба

Средняя оценка: 8.6 (7 votes)
Полное имя автора: 
Василий Семенович Гроссман (Иосиф Соломонович)
Информация о произведении
Полное название: 
Жизнь и судьба
Дата создания: 
1960
История создания: 

В книгах Семена Липкина и Анны Берзер, кроме прочего, об истории, связанной с арестом рукописи романа и его дальнейшей судьбе; из биб-ки Белоусенко
В. Кардин. Арестованный роман. История публикации романа, с сайта газеты "1 сентября"
В. Кабанов, об истории российской публикации романа "Жизнь и судьба"
Надежда Кожевникова о своем отце, писателе Кожевникове, мерзавце, отнесшим рукопись романа в ГБ

Еще о странной истории передачи рукописи и публикации романа на Западе через десять лет после смерти Гроссмана:
"Незадолго до обыска у Гроссмана Липкин попросил дать ему экземпляр. И сохранил, и передал на Запад в 1974 году."
/Алена Яворская. Встречи с Семеном Липкиным/

 

                            

 

             

Война и мир

Средняя оценка: 8 (11 votes)
Полное имя автора: 
Лев Николаевич Толстой
Информация о произведении
Полное название: 
Война и мир, Война и миръ
Дата создания: 
1865-1868
История создания: 

Гусев. Толстой: Материалы к биографии с 1855 по 1869 год — 1957
Lib.ru/Классика: Толстой Лев Николаевич. Несколько слов по поводу ...
То ли в 1856 году, в год возвращения декабристов из ссылки, то ли в 1860 г. Толстой начал писать повесть о декабристе. Повесть была начата с описания возвращения декабриста из Сибири в Москву. Старик Пьер со своей женой Наташей возвращаются из ссылки. (Это неоконченный роман "Декабристы") В процессе работы, обдумывая историю молодости своего героя, Толстой увидел необходимость начать повесть с изображения восстания декабристов, и написанное начало было оставлено. К работе непосредственно к "Войне и миру" Толстой приступил в 1863 г.
В процессе написания своей эпопеи автор прочитал все доступные исторические работы, мемуары и другие источники на французском и русском языках об эпохе и собственно наполеоновских войнах и войне 1812 года, посетил и тщательно изучил поле Бородинского сражения.
а также
Как видно из: Инесса Ципоркина "С кого Толстой писал Наташу?" , до сих пор некоторые авторы приписывают Толстому воспроизведение в персонажах романа его знакомых, несмотря на очевидное несходство судьбы и характеров этих якобы "прототипов" с героями романа. Сам Толстой неоднократно опровергал использование прототипов, кроме как для двух образов второго плана.

 

Большая книга - большое удовольствие.


Толстой Лев

Средняя оценка: 8.2 (9 votes)
Полное имя автора: 
Лев Николаевич Толстой
Информация об авторе
Даты жизни: 
09.09.1828-20.11.1910
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия
Ссылки на общественную деятельность: 
    Создание на собственные деньги школ для крестьянских детей (сначала в 1849 г, затем в 1859-62 годах) в Ясной Поляне и прилегающих деревнях, преподавание в них. Издает в 1862 педагогический журнал "Ясная Поляна". Взгляды и педагогическая практика Толстого оказали впоследствии большое влияние на педагогику и просвещение во всемирном масштабе (отказ от телесных наказаний, привнесение личного творчества учеников в процесс учёбы, максимальное уменьшение дидактики и зазубривания материала в процессе учёбы).

    Примерно с 1880 г. Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми человек должен руководствоваться в своей жизни, и начал их пропагандировать. Вкратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. Учение Толстого включает эти заповеди.
      Толстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах государство, поскольку оно зиждется на насилии и принуждении. Отрицал он и всякую частную собственность (отрицал и частную собственность на землю, в связи с чем одобрял идеи американского экономического публициста Генри Джорджа), ибо для ее защиты может потребоваться государственное принуждение и даже насилие.
    Собственное имение он отписал членам семьи и отказался от гонораров за сочинения. Единственное исключение было сделано для романа Воскресение (1899), доход от которого целиком пошел на помощь духоборам. Фактически он отрекся почти от всех своих сочинений, опубликованных до обращения, считая их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни.
    Толстой написал ряд статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занимался благотворительной деятельностью.
    Новое учение Толстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали «поселения толстовцев», чтобы общими усилиями жить в согласии с его заповедями. Однако он не доверял столь организованным действиям, так как полагал, что истина, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому – ибо «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца.
    Наиболее значительными публицистическими, мировозренческими произведениями являются Исследование догматического богословия (1879–1880) – критика церкви; В чем моя вера (1884) – обобщение буквально всех накопленных Толстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; Так что же нам делать? (окончено в 1886) – описание наблюдений и переживаний Толстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; Царство Божие внутри вас (1893), где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Главной мыслью этого трактата является его теория непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов. Многие сочинения направлены против того, что Толстой считал общественными пороками или злодеяниями властей: таковы статьи Для чего люди одурманиваются? (1890) – против употребления спиртных напитков и курения табака; Не могу молчать (1908) – обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; нередко он призывает к практическим реформам, как в Письмах о Генри Джордже (1897), где исследуется возможность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом Г.Джорджем.
    Неоднократно Толстой выступал против политических репрессий, религиозных преследований и т.п., оказывал конкретную, в т.ч. материальную помощь преследуемым властями, пострадавшим от эпидемий и стихийных бедствий.
Из аристократической семьи, граф.
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел (мать умерла, когда ему было 2 года, отец - когда было 9 лет), воспитывали опекуны.

Ленты новостей