эллинизм

"Это письмо - о поэт!..."

Средняя оценка: 8.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso
Информация о произведении
Полное название: 
Epistulae ex Ponto, Понтийские элегии (Послания с Понта), "Это письмо - о поэт!..."
Дата создания: 
8 - 12 гг. н. э.
История создания: 

«… Поздние элегии Овидия явились результатом постигшей его жизненной катастрофы. Все, вероятно, знают судьбу поэта, о ней неоднократно напоминал нам Пушкин. Август подверг Овидия жестокой каре, основная причина которой так и осталась неизвестной. Официально инкриминируя ему эротическую вольность его ранних сочинений, особенно поэмы "Искусство любви", он сослал поэта на западное побережье Черного моря, в глухой городок, где Овидий и умер в постоянной тоске по Риму. Оттуда-то, из скифских Том, Овидий и посылал в Рим свои скорбные и умоляющие о милости элегии, которые объединены в пять книг под общим названием "Печальные". С ними смыкается цикл "Посланий с Понта". Элегии, написанные в ссылке, - вопль о спасении, но рядом с этим, превосходное поэтическое воспроизведение жизни в скифском захолустье.»

Из вступительной статьи С. Шервинского. «Античная лирика», Библиотека всемирной литературы, том 4. Издательство «Художественная литература», Москва, 1968

***
Аристей - сын Аполлона и нимфы Кирены, древнейший земледельческий бог Греции, научивший людей пчеловодству. Триптолем - греческий герой; через него Деметра передала людям культуру разведения пшеницы. Алкиной - мифический царь феаков, гостеприимно принявший Одиссея (см. "Одиссея", песни VI-IX). Кораллы - дикое племя, жившее близ Дуная. Ключ Аонийский - Гиппокрена или Кастальский - источник муз.

Из  Примечаний С. Апта, Ю. Шульца. «Античная лирика», Библиотека всемирной литературы, том 4. Издательство «Художественная литература», Москва, 1968

    EPISTULAE EX PONTO
        LIBER QUARTUS
            II. Severo

Quod legis, o vates magnorum maxime regum,
venit ab intonsis usque, Severe, Getis,
cuius adhuc nomen nostros tacuisse libellos,
si modo permittis dicere vera, pudet.

История

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus
Информация о произведении
Полное название: 
История, Деяния, Res Gestae, Rerum gestarum libri qui supersunt
Дата создания: 
390 - 395 гг. н. э.
История создания: 

Это произведение было задумано автором как продолжение знаменитого исторического сочинения Тацита и охватывало значительный промежуток времени от правления императора Нервы до конца IV в. Источниками Аммиана были и произведения античных авторов, и устная традиция. До наших дней, однако, сохранилось лишь 18 книг труда Аммиана Марцеллина (кн. 14—31), посвященных событиям 353—378 гг.

Необыкновенно точное ( разумеется, в античном понимании) и пластичное до сюрреалистичности творение, несмотря на явную пристрастность и, по определению Ауэрбаха, "барочность", говорящее о Риме и его наследнице - Ви

Марцеллин Аммиан

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 330-ок. 397 гг. н. э.
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Византия
Творчество: 

Мрачен мир Аммиана: его заполняют суеверие, кровожадность, утомление, страх перед смертью, яростные и притом магически-неподвижные жесты, а противовесом всему этому служит одно — не менее мрачная патетическая решимость исполнять свое все более тяжкое, становящееся безнадежным предназначение — хранить целостность Империи, которой грозит внешний враг и которая распадается изнутри. Решимость эта самым сильным персонажам Аммиана придает какую-то застывшую в оцепенении, судорожную, не терпящую расслабления сверхчеловечность, выраженную в словах Юлиана moriar stando (умру стоя): «Как подобает императору, совершив такой путь трудов, умру стоя, презирая душу, если ее способна вырвать из моего тела какая-нибудь жалкая простуда». (Ut imperatorem decet, ego solus confecto tantorum munerum cursu moriar stando, contempturus animam, quam mihi febricula eripiet una, XXIV, 17).
Аммиану присуща — это нам, надеюсь, удалось показать — необычайная чувственная выразительность; не будь латынь его столь трудной, не поддающейся переводу, он был бы наверняка одним из наиболее влиятельных античных писателей. Однако его метод отнюдь не воспроизводит действительность так, чтобы люди в его сочинениях возникали перед нами как бы сами по себе, заключая в самих себе внутренние предпосылки своего существования, чтобы они думали, чувствовали, действовали и говорили в соответствии со своей судьбою; они вообще не говорят у Аммиана естественным для них языком; Аммиан целиком и полностью принадлежит к традиции римской историографии высокого стиля, к тем античным историкам, которые наблюдают за событиями сверху и судят о них согласно требованиям морали, — они никогда не пользуются сознательно и целенаправленно художественными средствами реалистического воссоздания действительности, потому что презирают их как средства низкого, комического стиля; специфически позднеримское выражение этой традиции, проникнутое стоицизмом, воплощено уже у Саллюстия, а особенно у Тацита, — писатели предпочитают особо мрачные предметы, демонстрирующие всю безмерность нравственного разложения и порчи, и эта порча резко контрастирует с идеалом изначальной простоты, чистоты и доблести, который рисовался этим писателям.
/Эрих Ауэрбах. Мимесис/
_________________________________________

Биография: 

Аммиан Марцеллин, Ammianus Marcellinus, ок. 330-ок. 397 гг. н. э., латинский историк. Родился в Антиохии, в семье, несомненно принадлежавшей к привилегированной прослойке. В 353 г. был причислен к штабу Урсицина, которого затем сопровождал в Галлии и Месопотамии. В 363 г. Принял участие в походе Юлиана Отступника против персов. После его смерти вернулся в Антиохию. Вероятно, между 363 и 380 гг. предпринял путешествия по Египту, Греции, Фракии. Ок. 380 г. перебрался в Рим, где поддерживал дружеские отношения с представителями языческой аристократии (К. Аврелий, см. Симмах).
/Словарь "Античные писатели/
___________________________________________________________

Аммиан Марцеллин, отложив творения Климента, прислушивался к разговору их молча.

Метаморфозы

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso
Информация о произведении
Полное название: 
Метаморфозы, Metamorphoses
Дата создания: 
между 2 и 8 гг. н. э.

Нынче хочу рассказать про тела, превращенные в формы
Новые.

/Овидий/

Любовные элегии

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso
Информация о произведении
Полное название: 
Любовные элегии, Amores
Дата создания: 
точно не известна

Важным стихом я хотел войну и горячие битвы
Изобразить, применив с темой согласный размер:
С первым стихом был равен второй. Купидон рассмеялся
И, говорят, у стиха тайно похитил стопу.
...

Катулл Гай Валерий

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Гай Валерий Катулл, Gaius Valerius Catullus
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок. 87 до н.э. – ок. 54 до н.э.
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Древний Рим

Odi et amo. Quare id faciam fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio, et excrucior.

Ненавижу тебя вожделея. „Возможно ли?“ — спросишь.
Не пойму. Но теперь постигаю себя истязая.

/Катулл/

Скорбные элегии

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Публий Овидий Назон, Publius Ovidius Naso
Информация о произведении
Полное название: 
Скорбные элегии, Tristia
Дата создания: 
8 - 12 гг. н. э.
История создания: 

Первая книга в составе 12 элегий закончена к весне 9 г. (Греция - Томы).
9 г. - послание Августу (книга II). Затем ежегодно, вплоть до 12 г. - по одной элегии (книга III)
Все элегии написаны как послания, но без имени адресата; имя  указывалось  в других посланиях, не  предназначавшихся  для  публикации  и  лишь  в  13  г. собранных в три книги "Писем с Понта" (дополнены посмертно). Кроме названных произведений, Овидий писал в ссылке  небольшие  поэмы  и  доработал  готовую часть "Фастов".

Десять раз уж с тех пор, как я родился, оливой
Всадник Писейский свой лоб на состязанье венчал.
В это-то время меня на левый берег Евксина,
В Томи Цезарь сослал, тяжко обиженный мной.

К Мельпомене

Средняя оценка: 7.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Квинт Гораций Флакк, Quintus Horatius Flaccus
Информация о произведении
Полное название: 
К Мельпомене (Я воздвиг памятник...), Оды III, I, Ad Melpomenen (Exegi monumentum…), Liber III, Carmen XXX
Дата создания: 
23 г. до н. э.

Exegi monumentum aere perennius
regalique situ pyramidum altius,
quod non imber edax, non aquilo impotens
possit diruere aut innumerabilis
annorum series et fuga temporum.
non omnis moriar multaque pars mei
vitabit Libitinam: usque ego postera
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex:

Оды

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Квинт Гораций Флакк, Quintus Horatius Flaccus
Информация о произведении
Полное название: 
Оды, Carmina
Дата создания: 
23 г. до н. э. – 13 г. до н. э.
История создания: 

Всего написано 4 книги Од (Carmina). Первые три выпущены подряд, начиная с 23 г. до н. э. Четвертая - после значительного перерыва - в 13 г. до н. э. наиболее сильно "политизирована".

Оды Горация (ода — по-гречески песня, у Горация не имеет отношения к торжественности одического жанра нового времени) чрезвычайно своеобразны.

Гораций

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Квинт Гораций Флакк, Quintus Horatius Flaccus
Информация об авторе
Даты жизни: 
65 г. до н. э. – 8 г. до н. э.
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Древний Рим
Творчество: 


Сатиры (Sermones)
Эподы (Epodi)
Оды (Carmina)
Послания (Epistulae)
Вековой гимн (Carmen Saeculare)
Поэтическое искусство (Ars Poetica)

_____________________________________

Тексты на латинском
В библиотеке Мошкова
В русских переводах на сайте Goraci.ru
В библиотеке классики клуба ЛИИМ
В библиотеке всемирной литературы
Переводы А. Д. Кантемира из Горация
В переводах Н. Гинцбурга на сайте «Век перевода»
В Викитеке

Очерки творчества
Сайт, посвященный Горацию – исчерпывающий биографический и текстологический материал, включающий латинские оригиналы текстов, коллекцуию переводов, комментарии, сведения о метрической системе и многое другое.
Проект «Филолог». Гораций (биография, произведения, комментарии)
А. Ф. Лосев. История античной эстетики
М. Гаспаров. Поэзия Горация
В. С. Дуров. Жизнь и творчество Горация
И. М. Тронский. Гораций (история античной литературы)
Очерк творчества в «Истории античной литературы» Чистяковой-Вулих

О переводах
Разбор стихотворного перевода лирических стихотворений Горация П. Ф. Порфирова
Т. Теперик. О пушкинском переводе стихотворения Горация «На возвращение Помпея Вара»

В творчестве русских писателей
Гораций в творчестве Пушкина
И. Бродский. Письмо Горацию
С. А. Кибальник О стихотворении "Из Пиндемонти": (Пушкин и Гораций)
Александр Жолковский. Плиний на скамейке – еще о перекличках Бродского и Горация

Отдельные вопросы
М. Гаспаров. Гораций в борьбе с архаистами – уникальный документ – публикация отсканированных листов вступления к дипломной работе Гаспарова, которую планируется в ближайшее время опубликовать полностью
С. С. Баушева. Гораций о парфянах – еще к вопросу о «политкорректности» Горация
свящ. Георгий Чистяков. Пасхальная победа Иисуса и Гораций – отношение к смерти римлян и христиан
Об идеологии Принципата в творчестве Горация в ст. Д. Сергеева «Представление о государстве и государственной власти римских писателей эпохи Августа»

Памятник Горацию на его родине

Величайший поэт Рима, вне сомнения, известный современному читателю двумя произведениями: одой "К Мельпомене", которую мы знаем под названием "Памятник", и "Поэтическим искусством",  давшим название не

Античная лирика

Средняя оценка: 10 (3 votes)

Рафаэль Санти. Торжество поэзии (Парнас)

Инвектива против Гая Саллюстия Криспа

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero
Информация о произведении
Полное название: 
Инвектива против Гая Саллюстия Криспа Invectiva in Sallustium

Как и встречная инвектива Саллюстия, многими историками не признается подлинной.

О судьбе

Средняя оценка: 4 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero
Информация о произведении
Полное название: 
О судьбе, De fato
Дата создания: 
44 г. до н. э.

Завершение ряда трактатов, «критических» по отношению к существующим философским системам.  Детальный анализ взглядов философов разных школ на судьбу и необходимость, обнаруживает, что расхождение в этом воп

О дивинации

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero
Информация о произведении
Полное название: 
О дивинации, De Divinatione
Дата создания: 
44 г. до н. э.
 
* * *

Сочинение Цицерона "О дивинации" … состоит из двух книг, первая из которых является речью его брата Квинта, защищающего существование дивинации, а вторая - ответом ему самог

О природе богов

Средняя оценка: 6 (1 vote)
Полное имя автора: 
Марк Туллий Цицерон, Marcus Tullius Cicero
Информация о произведении
Полное название: 
О природе богов, De natura deorum
Дата создания: 
45 г. до н. э.

Ведь как не существует ни одной части нашего тела, которая не имела бы меньше значения, чем мы сами, так и вселенная неизбежно значительнее, чем любая часть вселенной.

Ленты новостей