антиутопия

Человек в высоком замке

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Филип Киндред Дик
Информация о произведении
Полное название: 
Человек в высоком замке; Затворник из горной твердыни; Человек из высокого замка; The Man in the High Castle
Дата создания: 
1962
История создания: 

[...]Но самое главное — это написание, акт создания романа, потому что когда я это делаю, в тот самый момент, я живу в том мире, о котором пишу. Он реален для меня, абсолютно и совершенно. Потом, когда я заканчиваю, я останавливаюсь и покидаю тот мир навсегда — это уничтожает меня. Женщины и мужчины перестают говорить. Они больше не двигаются. Я один, без денег, и, как я уже говорил, мне почти сорок.
   Где мистер Тагоми, главный герой романа «Человек в высоком замке»? Он бросил меня; мы оторваны друг от друга. Перечитывание романа не восстановит нашу связь, не даст мне возможности снова поговорить с ним.
   Как только роман написан, он говорит со всеми, кроме меня.[...]

обложка

Филип Дик говорил, что постоянно обращался к И цзин, когда писал свой роман. Чтобы определить какие гексаграммы выпадали у его персонажей при гадании, он сам гадал по И цзин. Также он сказал, что позже он никогда так не делал, потому что из-за И цзин роман вышел каким-то незаконченным. И цзин проходит путеводной нитью через весь роман. Многие персонажи гадают по ней, принимая важные решения. А Готорн Абендсен всю «Саранчу» написал, советуясь с Книгой Перемен. Википедия

[...]Наивеличайшая угроза двадцатого века - это тоталитаризм.

Остров пингвинов

Средняя оценка: 5.8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Жак Анатоль Франсуа Тибо, Jacques Anatole Francois Thibault
Информация о произведении
Полное название: 
Остров пингвинов, L'ile des pingouins
Дата создания: 
1908
ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ:

O дивный новый мир

Средняя оценка: 6.5 (6 votes)
Полное имя автора: 
Aldous Huxley
Информация о произведении
Полное название: 
Brave New World
Дата создания: 
1932
История создания: 

В Википедии (Рус) (Eng)

В заглавие вынесена строчка (O brave new world!) из трагикомедии Уильяма Шекспира «Буря» (Акт V, Сцена I).

В 1946 г. в предисловии к первому послевоенному изданию романа "О дивный новый мир!" Олдос Хаксли написал, что, когда работал над книгой, видел для Дикаря только две возможности - интегрироваться в новый мир или отступить в свой мир страстей "по Шекспиру", что, собственно, тот и сделал. Последующие годы привели писателя к убеждению, что существует и третья возможность. "Наука и технология будут использоваться в интересах человека, и человек не будет переделан и порабощен ими". Человеческую жизнь будет определить "некий Высший Утилитаризм, в котором принцип Величайшего Счастья будет вторичен по отношению к принципу Достойной Конечной Цели" - мистического единства мироздания и внутреннего мира человека, сообщающего жизни прекрасный новый смысл.
/Апенко. Настоящее и будущее по Олдосу Хаксли/

Говорят, он сочинил свой роман в пику утопии Герберта Уэллса “Люди как боги” (1923). Возможно. Но есть вещи посерьёзнее литературной полемики. Ведь антиутопия -- это не просто противоположность утопии. Тут не жанр взрывается, меняя свой знак (так что, возможно, выше я не совсем точно выразился), тут взрывается мир. Оказывается, человечество не по частностям ошибалось на историческом пути -- просчёт был в главном: чрезмерно доверившись разуму, а затем и переложив его функцию на машину, люди упразднили за ненадобностью самих себя.
/Анастасьев. По тонкой проволоке/

Полномочный член клуба великих антиутопий всех времен и народов, завсегдатай Списков Лучших по любым версиям и не ниже 10-го места, визитная карточка Олдоса Хаксли и, одновременно, текст совершенно не характерный для ег

Железная пята

Средняя оценка: 5.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Лондон Джек (Джон Гриффит Чейни)
Информация о произведении
Полное название: 
Железная пята
Дата создания: 
1907-1908

Звероподобный предок "1984"-го по линии коммунистической ортодоксии с примесью социал-дарвинизма, бавуизма и ницшеанства.

Мы

Средняя оценка: 7 (8 votes)
Полное имя автора: 
Евгений Иванович Замятин
Информация о произведении
Полное название: 
Мы
Дата создания: 
1920



ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

Улей Хеллстрома

Средняя оценка: 6 (1 vote)
Полное имя автора: 
Фрэнк Патрик Герберт
Информация о произведении
Полное название: 
Улей Хеллстрома, Муравейник Хеллстрома, Hellstrom's Hive, Project 40
Дата создания: 
1973

Рядом с провинциальным американским городком выстроен огромный подземный город, настоящий муравейник, где живут странные люди. Несколько сотен лет назад они взяли за образец общества колонии насекомых.

Война с саламандрами

Средняя оценка: 7.8 (12 votes)
Полное имя автора: 
Карел Чапек
Информация о произведении
Полное название: 
Война с саламандрами (утопический роман), Valka s mloky
Дата создания: 
1935
История создания: 

Роман "Война с саламандрами" был окончен Чапеком в августе 1935 г. Впервые напечатан был в газете "Лидове новины" (с 21-го сентября 1935г. по 12 января 1936), в 1936 г. был издан отдельной книгой с подзаголовкои "Утопический роман", позже выходил без подзаголовка.
-------------------------------------------
...Адольф Гитлер узнал себя в образе Верховного Саламандра и объявил писателя своим личным врагом...


Карел Чапек "О создании романа "Война с саламандрами""

Мне был задан вопрос, - что натолкнуло меня на создание "Войны с саламандрами" и почему я выбрал именно, саламандр в качестве носителей действия своего так называемого романа-утопии о гибели человеческой цивилизации. Итак, если я должен ответить со всей откровенностью, что меня привело к этому, то придется честно признаться, что поначалу я, собственно, никакой утопии писать не собирался.

У меня нет особого пристрастия к утопиям; прежде чем я начал писать своих "Саламандр", у меня был на уме совсем другой роман; я задумал образ хорошего человека, очень похожего на моего покойного отца, образ деревенского врача в окружении пациентов; из-под моего пера должна была выйти идиллия из жизни врача и вместе с тем некоторый экскурс в патологию общества. Я не мог нарадоваться этому сюжету, вынашивая его неделями и месяцами, но целиком он все-таки меня не захватывал. Мешало смутное ощущение, что в нашем полном разлада мире, каким он был тогда и каким остается сейчас, этому добряку доктору, пожалуй, нечего делать. Да, он мог лечить людей и облегчать их боль, но был слишком далек от тех болезней и болен, которыми страдает мир. Я думал о хорошем докторе, в то время как весь мир говорил об экономическом кризисе, национальных экспансиях и будущей войне. Я не мог полностью отождествить себя со своим доктором, потому что мною, - хотя это, по всей вероятности, от писателей не требуется, - владела и все еще владеет тревога за судьбу человечества. Разумеется, и я никак, собственно, не могу отвратить то, что угрожает человеческой цивилизации; но я по крайней мере не в силах не видеть этого и не думать об этом почти постоянно.

В то время-дело было весной прошлого года, когда в экономике мира обстоятельства складывались прескверно, а в политике и того хуже, - я по какому-то поводу написал фразу: "Вы не должны думать, что развитие, которое привело к возникновению нашей жизни, было единственно возможной формой развития на этой планете". С этого и началось. Эта фраза и повинна в том, что я стал автором "Войны с саламандрами".

Ведь и в самом деле: отнюдь не исключено, что при благоприятных условиях иной тип жизни, скажем иной зоологический вид, чем человек, мог бы стать двигателем культурного прогресса. Человек со всей своей цивилизацией и культурой, со всей своей историей развился из класса млекопитающих, из отряда приматов; но ведь вполне вероятно, ч го подобная же эволюционная энергия могла бы окрыляюще подействовать на развитие другого зоологического вида. Не исключено, что при определенных жизненных условиях пчелы или муравьи могли бы развиться в высоко интеллектуальные существа, способности которых к созданию цивилизации были бы ничуть не ниже наших. Легко допустить это и в отношении других разновидностей фауны. При благоприятных биологических условиях какая-то цивилизация, и, может быть, не более низкая, чем наша, могла бы возникнуть и в водных глубинах.

Такова была моя первая мысль, а вторая сводилась к следующему. Если бы иной зоологический вид, чем человек, достиг ступени, которую мы называем цивилизацией, то, как вы думаете: стал бы он совершать такие же безумства, как человечество? Вел бы такие же войны? Переживал бы такие же исторические катастрофы? И как бы мы смотрели на империализм ящеров, на национализм термитов, на экономическую экспансию чаек или сельдей? Что бы мы сказали, если бы иной зоологический вид, чем человек, провозгласил, что, ввиду своей образованности и многочисленности, только он один имеет право заселить весь земной шар и господствовать над его жизнью?

Именно это сопоставление с человеческой историей, причем с историей самой актуальной, и заставило меня сесть к письменному столу и написать "Войну с саламандрами". Критика сочла мою книгу утопическим романом, против чего я решительно возражаю. Это не утопия, а современность. Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем. Тут дело не в моем стремлении фантазировать - фантазии я готов сочинять даром, да с походом и когда угодно, - если кто захочет; тут мне важно было показать реальную действительность. Ничего не могу с собой поделать, но литература, не интересующаяся действительностью и тем, что действительно происходит на свете, литература, которая не желает реагировать на окружающее с той силой, какая только дана слову и мысли, - такая литература чужда мне.

В этом-то все и дело: я писал своих "Саламандр", потому что думал о людях. Саламандр же я выбрал для своей аллегории не потому, что люблю их больше или меньше, чем иные божьи создания, но потому что однажды скелет исполинской саламандры третичного периода по ошибке был действительно принят за окаменевший скелет нашего человеческого предка; следовательно, из всех животных саламандры имеют наибольшее историческое право выступить на сцену в роли нашего подобия. Но хотя саламандры послужили лишь предлогом для изображения человеческих дел, автору пришлось вживаться в их образ; при таком эксперименте легко подмочить свою репутацию, но в конечном счете дело это столь же удивительное и столь же страшное, как и вживание в образ человеческих существ.

(1936)

Чапек Война с саламандрами



Колыбель для кошки

Средняя оценка: 5.1 (7 votes)
Полное имя автора: 
Курт Воннегут, Курт Воннегут-младший, Kurt Vonnegut
Информация о произведении
Полное название: 
Колыбель для кошки, Cat's Cradle
Дата создания: 
1963
История создания: 


     Выражение Cat's Cradle (англ.) -«колыбель для кошки» означает детскую игру, когда нитка или бечёвка, надетая на пальцы играющих, складывается в различные узоры.

451 градус по Фаренгейту

Средняя оценка: 7 (13 votes)
Полное имя автора: 
Рэй Дуглас Брэдбери, Ray Douglas Bradbury
Информация о произведении
Полное название: 
451 градус по Фаренгейту, Fahrenheit 451
Дата создания: 
1953
История создания: 

     Специальное издание романа для школ было подвергнуто издательской цензуре в 1967—1980 из-за использования определённых слов (hell, damn) и упоминания спорных вопросов (аборт).
     Этот роман Рэй Бредбери писал на взятой напрокат печатной машинке в публичной библиотеке. А впервые роман был напечатан частями в первых выпусках журнала Playboy.

     Название романа происходит от свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Собачье сердце

Средняя оценка: 8.1 (27 votes)
Полное имя автора: 
Михаил Афанасьевич Булгаков
Информация о произведении
Полное название: 
Собачье сердце
Дата создания: 
1925
История создания: 

     Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году. Рукопись была изъята при обыске на квартире Булгакова в 1926 году. Впервые она была опубликована за границей в 1968 году, в СССР в 1988 году.

     Учёный (врач, хирург, специалист по омоложению) профессор Преображенский проводит гениальную операцию по пересадке собаке человеческих семенников и гипофиза.

1984

Средняя оценка: 8.2 (19 votes)
Полное имя автора: 
Джордж Оруэлл
Информация о произведении
Полное название: 
1984
Дата создания: 
1947-1948
История создания: 

Реальзация замысла, возникшего в 1943 году и воплощенного к 1949. См. комментарии Виктории Чаликовой

Кошмар, терпеливо ожидающий воплощения.

inkling:

Повелитель мух

Средняя оценка: 6.8 (18 votes)
Полное имя автора: 
Голдинг Уильям Джеральд
Информация о произведении
Полное название: 
Повелитель мух
История создания: 

Гностическая притча о мире, падшем до самого горизонта.

Наследники

Средняя оценка: 8.7 (7 votes)
Полное имя автора: 
Уильям Джеральд Голдинг, William Gerald Golding
Информация о произведении
Полное название: 
Наследники, The Inheritors
Дата создания: 
1955
История создания: 
/...Он полемизирует с «Очерком истории» Герберта Уэллса, преисполненным оптимистической веры в рационализм и прогресс. Голдинг отмечал, что книга Уэллса сыграла большую роль в его жизни, поскольку его собственный отец был рационалистом и «Очерк истории» считался «истиной в последней инстанции». В «Наследниках» писатель создаёт жуткую картину гибели неандертальцев от руки Homo sapiens: по Голдингу, первые являются нашими благородными, бесхитростными и невинными предками, а вторые – жестокими и кровожадными убийцами.../ - с сайта "Театр всех времен и народов"

 

  
 
Поистине боговдохновенная проза о случайном возвращении потомков Адама в Рай и превращении его в Ад.

 

               

 

Ленты новостей