классицизм

Петрарка Франческо

Полное имя автора: 
Francesco Petrarca
Информация об авторе
Даты жизни: 
1304—1374
Язык творчества: 
итальянский, латынь
Страна: 
Италия, Франция
Творчество: 

* Франческо Петрарка - снискал славу у современников, был увенчан лавровым венком на римском      Капитолии как выдающийся поэт своего времени.
* Знаток и пропагандист античной философии и литературы, один из первых собирателей античных рукописей, заложивший начала гуманистической филологии.
* Первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита.
* Явился создателем литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа.
* Мыслитель-гуманист, бросивший смелый вызов схоластической науке средневековья.
* Родоначальник новой современной поэзии. Его "Книга песен" надолго определила пути развития европейской лирики, став непререкаемым образцом - началась эпоха петраркизма, не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли.
* Положил начало исторической критике, доказав подложность некоторых документов, ранее считавшихся подлинными.
* Возродил античное искусство риторики, как действенной силы, способной совершенствовать как индивидуума, так и общество.
* Обосновал идею о культурном единстве Европы, народы которой - носители одного цивилизационного начала, ориентирующиеся на схожую систему ценностей.
* Обосновал тезис о том, что основой единства нации выступает прежде всего язык. Наличие единого языка есть непременное условие существования государственности.
* Все творческое наследие Петрарки (лирика, трактаты, эпистолярий) свидетельствует о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека, его земного бытия. Однако он еще принадлежит к средневековому миру ценностей, в нем существует единство духовного и светского, аскетического и полноценно-жизненного, традиционно-средневекового и субъективного. Петрарка синтезирует средневековую и ренессансную проблематику - соборность и индивидуализм, отказываясь от догматизма и авторитарных форм средневекового религиозного мышления, искренне стремится примирить эстетические теории античных философов с нравственными принципами христианства.

В сети Интернет:

В библиотеке Мошкова
На либрусек Также здесь
В викитеке   Там же на итальянском
Сонеты на сайте Ренессанс
Лирика. Переводы Вяч. Иванова
Сanconiere на lib.ru (итал)
Сanconiere (итал. анг)
Автобиография. Исповедь. Сонеты (pdf)
Автобиографическая проза на readr.ru
Три сонета (декламация на итальянском. youtube)


Основные критические и литературоведческие работы по Итальянскому Возрождению и творческому наследию Петрарки.

Биография: 

Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне
\из письма к Боккаччо\

_________________________________

Научные знания и методы Петрарки кажутся теперь детским лепетом, его латинских трактатов никто не читает, даже его итальянские сонеты, читаемые доныне, сами по себе, вне связи с его личностью, не оправдали бы его славы, потому что, несмотря на всю их формальную прелесть, они оставляют нас холодными. Петрарка-деятель принадлежит истории, чужд нам также Петрарка-поэт, но стоит кому-нибудь изучить его деятельность и его поэзию и через то воскресить его живой образ, - мы с удивлением видим, что в этом лице есть черты поразительного сходства с нами, так что почти не верится, что он отдален от нас таким огромным промежутком времени; и тогда живым смыслом наполняются для нас его писания.
М. Гершензон. 1915г.





Автобиографические труды:

1. Epistola ad posteros (Письмо к потомкам) 1374г. Незаконченная автобиография, излагающая внешнюю историю жизни.
2. De contemptu mundi (О презрении к миру) 1343г. Диалог с блаженным Августином. Изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще.

От Франциско Петрарки потомству привет.
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне - хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время,- то тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле.
Франческо Петрарка. Автобиографическая проза.

В исповеди Петрарки, которая по силе внутреннего анализа, по умению разбираться в движениях своей души, по глубокой искренности и не сдерживаемой ничем откровенности представляет, особенно для XIV века, нечто совершенно исключительное, мы присутствуем при его внутренней борьбе. Петрарка первый заглянул в свою душу и первый сумел изобразить царящую в ней смуту. Это то, что он называл латинским словом acedia, муки человека, почуявшего в себе свое я, трудная и болезненная работа личности на пути к самосознанию и самосовершенствованию.
Источник

***

Петрарка построил свою жизнь в соответствии с основополагающими постулатами своей концепции
индивидуализма, согласно которой мыслящая личность обладает правом действовать прежде всего исходя из своих интересов и потребностей, добиваясь почета и широкой известности. Петрарка был истым сыном своего времени, прекрасно его понимал, прекрасно был понят и оценен своими современниками.
Между смертью Данте и расцветом славы Петрарки прошло всего двадцать - двадцать пять лет, но общественно-политическая атмосфера Италии успела сильно перемениться в этот небольшой промежуток времени и для этого времени гордая и непреступная фигура Данте совершенно не подходила в качестве своего духовного вождя. Искусство устраивать своей особе благодушное существование, юркость и умение приспособляться - вот качества, присущие передовому человеку Треченто - некрупной фигуре с маленькой душой и большим тщеславием. Таков Петрарка, взявший на службу своему честолюбию любимых учителей древности - Цицерона, Вергилия, Сенеку. Знакомство с древней литературой и историей разожгло в нем жажду славы, здесь нашел он блестящие примеры ее осуществления. Мысль поставить свое имя в ряд этих бессмертных имен, быть самому спустя столетия предметом поклонения для потомков сделалась его манией. Сколько бессонных ночей, хлопот и тревог стоил ему лавровый венок! Он ревниво оберегает свою славу, не терпит посягательств и соперничества. В его взгляде на Данте сквозит явная зависть, к искренне привязанному к нему Боккаччо он покровительственно снисходителен. Самая выдающаяся черта его характера - эгоизм. Он самолюбив до мелочности. Он уживается при любом дворе тирана или папском дворе.
Rerum temporalium appetitus, любовь к мирскому, три дантовских аллегорических зверя: чувственность, честолюбие и жадность - сопровождают Петрарку всю жизнь. Всю жизнь он любит Лауру, жаждет славы и выпрашивает доходные синекуры. Таков Петрарка и таков его век: освобождая свой дух от средневековых пут, люди прежде всего стремились к приятному, серьезное являлось потом. Но главная задача была ими все-таки достигнута, и Петрарке в этом отношении принадлежит большая заслуга.

\из биографических материалов в сети интернет\
***

 

 

Я человек двух миров, взирающий и вперед и назад
Франческо Петрарка

___________________________________

Гёте, Иоганн Вольфганг

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Иоганн Вольфганг фон Гёте, Johann Wolfgang von Goethe
Информация об авторе
Даты жизни: 
1749 - 1832
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Германия
Творчество: 

Погас! но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На всё отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа:
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашел ей предел.

Всё дух в нем питало: труды мудрецов,
Искусств вдохновенных созданья,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времен упованья.
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.

/Е. Боратынский. на смерть Гете/

Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.
Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском.
Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира.

/А. Михайлов/

 * * *

Я верю только идущим ко дну. Настала пора привлечь классиков к суду потерпевших крушение - пусть они ответят на несколько неотложных вопросов о подлинной жизни.
Каким явится Гете на этот суд? Ведь он - самый проблематичный из классиков, поскольку он классик второго порядка. Гете - классик, живущий, в свою очередь, за счет других классиков, прототип духовного наследника (в чем сам он отдавал себе полный отчет). Одним словом, Гете - патриций среди классиков. Этот человек жил на доходы от прошлого. Его творчество сродни простому распоряжению унаследованными богатствами - вот почему и в жизни и в творчестве Гете неизменно присутствует некая филистерская черта, свойственная любому администратору. Мало того: если все классики в конечном счете классики во имя жизни, он стремится быть художником самой жизни, классиком жизни. Поэтому он строже, чем кто-либо, обязан отчитаться перед жизнью.
/Х. Ортега-и-Гассет/


Тексты:


Статьи и материалы:

Классики и современники:
Х. Ортега-и-Гассет. В поисках Гете. Письмо немецкому другу;
Вяч. Иванов. Гете на рубеже двух столетий;
Вяч. Иванов. Два русских стихотворения на смерть Гете (Боратынский, Тютчев);
Георг Зиммель. Гете;
В. Белинский. Римские элегии. Сочинение Гете. Перев. А. Струговщикова;
В. А Жуковский. Письмо к Гете (1822);
П. В. Струве. Гете и Пушкин/в кн. "Дух и слово. Статьи о русской и западно-европейской культуре";
С. Аверинцев. Гете и Пушкин;
А. Кузнецова. Цветаева и Гете (небольшой этюд на необъятную тему);
Г. Алексеева. Толстой и Гете - заметка в проекте "Лев Толстой и зарубежный мир";
Н. Рерих о Гете.

Литературоведение и критика:
Л. Сидорченко. История зарубежной литературы XVIII века. Веймарский классицизм;
Тураев С. В.  Гете в Веймаре // История всемирной литературы: В 8 томах;
Е. Шуман. Русский Гете: горные вершины и страна Лимония;
Е. Мюнстер. Герман Гессе и Гете.
В. А. Мануйлов. Запись о Гете в школьной тетради Лермонтова;
Н. Вильмонт. Иоганн Вольфганг Гете;
Н. Лопатина. Введение к книге "Гете в русской поэзии. Век XVIII-XIX";
А. А. Аникст. Критика Гете и вопрос о позиции писателя в общественной жизни/в кн. "Революционно-демократическая критика в Германии 1830 - 1840-х годов" (в составе сборника по истории европейской драмы);
М. Цветаева. Два "Лесных царя" - сравнение оригинала и перевода Жуковского через подстрочник;
В. Белинский. Сочинения Гете. Выпуск 2;
М. М. Бахтин. Время и пространство в произведениях Гете// в кн. "Роман воспитания и его значение в истории реализма";
И. Шайтанов. Плоды Просвещения. Гете - глава из нового учебника;
И. И. Гарин. Гёте. Гатем, или дающий и берущий в изобилии//из кн. "Пророки и поэты";
Георгий Чистяков. Гете в Риме - заметки о "Римских элегиях" Гете;
Подборка о Гете на сайте Viva Liberta;
Л. Е. Генин. Гете в русской критике.

философские и эстетические взгляды:

Т.А. Шарыпина. Концепция античности в эстетических исканиях Гете и Гауптмана на рубежах переломных эпох;
С. Катречко. Учение Гете о фантазии и созерцающей способности суждения;
Георг Лукач. К истории реализма. Гете. "Страдания молодого Вертера";
К. А. Свасьян. Философское мировоззрение Гете - самая крупная и последовательная работа на эту тему;
Философское значение немецкой литературы (Гете, Шиллер, романтики)//в кн. "История философии: Запад - Россия - Восток;
Ю. Дорофеев. Философско-поэтическое мировоззрение Гете. (к 250-летию со дня рождения Гете);
Е. Я. Басин. Немецкая классическая эстетика. Гете// глава из кн. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли;
И. П. Солодовник. Тождество, форма, метод в творчестве Гете;
В. Виндельбанд. О философии Гете (Лекция, прочитанная в 1899 году в пользу фонда для построения страссбургского памятника молодому Гёте);
В. Дильтей. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Очерк 6. Из периода занятий Гете Спинозой;
Альберт Швейцер. Культура и этика. Глава XII Шиллер, Гете, Шлейермахер;
В.Ф. Кривушина. О генезисе понятия «тип» в «органической критике» Аполлона Григорьева: Григорьев и И.В. Гёте;
Е. И. Аринин. Проблема толерантности в свете понимания И. В. Гете природы подлинной религиозности;
Франц Шиллер. Вольфганг Гете (к столетию со дня смерти, 1932);
Е. Петривняя. Эволюция архетипа младенца в балладном творчестве Гете;
К. Г. Юнг. Психологические типы. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете;

Естественнонаучные взгляды и наследие:

Л. Н. Васильева. Гете и Линней: две типологии;
С. Стефанов. Цвет Гете и Ньютона (в журнале КомпьюАрт);
Д. Б. Соколов. Исследователи растений: Гете;
П.В.Яньшин. Психология Цвета: эстетико-феноменологический подход Гете против механицизма И. Ньютона.

Разное:

О существующих музеях Гете;
О. Н. Блескина. Автограф Гете в Петербургской консерватории;
Равиль Бухараев. Два пути Европы: Казанова и Гете - об официальном признании Гете... мусульманином;
Ю. Каграманов. Был ли Гете мусульманином? - продолжение полемики в журнале "Дружба народов";
Гете не умеет писать стихов - заметки о "перлах" современников в отношении Гете (и не только его!) - к вопросу об изменчивости вкусов :)
Портрет Гете О. Кипренского (http://www.nearyou.ru/kiprensk/dr/23gete.jpg).

Биография: 

Поистине, может показаться, что, подводя с Шиллером итоги своего великого века, Гете, сам того не зная,
вглядывался сквозь мглу наступающего нового столетия в далекие проблемы наших дней. В самом деле, обозревая всю огромную деятельность этой сверхчеловечески вместительной жизни, мы видим, что, питая и преобразуя современность, он вместе с тем ставил вопросы, самый смысл которых современность еще не вполне понимала, и отчасти уже давал ответы на еще непоставленные временем вопросы.
/Вяч. Иванов/

Силуэты членов семьи и знакомых Гете (марка, Северная Корея): мать Гете; Ангелика Кауфманн; герцогиня Анна Амалия; Шарлотта фон Лагельфельд (жена Шиллера); силуэт Гете.
Марки изданы в блоке с купоном. На купоне силуэт Гете. На поле блока портрет Кристиан Вулпиус, жены Гете. Художник: Кауфман Ангелика

Творец великих вдохновений!
Я сохраню в душе моей
Очарование мгновений,
Столь счастливых в близи твоей!
Твое вечернее сиянье
Не о закате говорит!
Ты юноша среди созданья!

Цветков Алексей

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Цветков Алексей Петрович
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. 1947
Язык творчества: 
русский
Страна: 
СССР, США, Германия, Чехия
Творчество: 

страница Цветкова на сайте Вавилон
Цветков в Журнальном зале
страница Цветкова на сайте Новая литературная карта России
поэзия и эссеистика Цветкова на сайте журнала «Полутона»
http://www.svoboda.org/staff/Tsvetkov.asp страница Цветкова на сайте Радио Свобода
Цветков на сайте «Литкафе», интервью, ссылки на тексты произведений
страница Цветкова на сайте «Научный атеизм»,
стихи Цветкова в Русской виртуальной биб-ке
новое Стихи из книги Цветкова "Московское время"
новое Колонка Цветкова на сайте Свободная среда 
новое Эссе Алексея Цветкова на сайте Радио Свобода, программа Атлантический дневник
новое Эссе Алексея Цветкова на сайте Радио Свобода, в программе "Седьмой континент", посвященной интернету

****

Несколько материалов из недавней книги статей и эссе:

http://www.svoboda.org/programs/ad/2004/ad.050504.asp «Спарта и Афины»
http://eressea.ru/digest/0501-010.shtml «Властелин сердец» (о Толкиене)
http://www.svoboda.org/programs/ad/2004/ad.042704.asp «Метаморфозы ужаса» (о Ханне Арендт)
http://www.svoboda.org/programs/ad/2002/ad.031902.asp «Великий развод» (религия и наука)

*****

http://aptsvet.livejournal.com/ Живой Журнал Алексея П. Цветкова

Несколько интересных материалов:

http://aptsvet.livejournal.com/27523.html  «Нам не дано предугадать»
http://aptsvet.livejournal.com/2007/08/30/  «Постмодернизма не бывает»
http://aptsvet.livejournal.com/183308.html «Обратная фуга: переводчик как герой»
http://aptsvet.livejournal.com/4168.html «Теодицея»

****

Несколько интервью:

http://magazines.russ.ru/km/2005/3/tc7.html «В прозе много слов, а жизнь коротка», интервью 2005, журнал «Критическая масса»
http://magazines.russ.ru/voplit/2007/3/cv18.html «Надо не гордиться, а знать», интервью 2007, с сайта Журнальный зал
http://exlibris.ng.ru/fakty/2005-02-10/1_tsvetkov.html «Любовь по заслугам», интервью 2005, с сайта НГ
http://www.netslova.ru/soroka/tsvetkov.html «Литература не должна кичиться своей избранностью», интервью, 2004, с сайта Словесность

Критика:

http://www.vavilon.ru/texts/prim/gandlevsky4-7.html Сергей Гандлевский, "Ситуация Ц", с сайта Вавилон
http://www.stengazeta.net/article.html?article=1471 то же самое на сайте Стенгазета
http://magazines.russ.ru/interpoezia/2006/4/st4.html Александр Стесин, «Феноменология Алексея Цветкова», с сайта Журнальный зал
новое Владимир Гандельсман, "Цветков в фокусе. (Алексей Цветков. Ровный ветер. Стихи)", рецензия на сайте Журнальный зал 
новое Михаил Мельников, "Я предам и ты предашь", о поэзии Цветкова, с сайта автора
новое Дмитрий Бак, "О поэзии Алексея Цветкова и Олега Чухонцева. Сто поэтов начала столетия", с сайта Журнальный зал 
новое Рецензии Валерия Шубинского на поэтические сборники Цветкова на сайте Новая камера хранения
http://www.newkamera.de/shubinskij/vsh_o17.html
http://www.newkamera.de/shubinskij/vsh_o4.html

Видео:

Алексей П. Цветков читает стихи, 2010. В читальном зале Пергама

Биография: 

Цветков в Википедии

Сергей Гандлевский, "Трепанация черепа", повесть, с сайта Вавилон

"Присуждены литературные гранты Михаила Ходорковского "Поэзия и свобода", беседа Дмитрий Волчек - Алексей Цветков, с сайта Радио Свобода

Ссылки на общественную деятельность: 

 

Русский поэт, опрометчиво, но без серьезных последствий взявший на себя роль «великого» (http://aptsvet.livejournal.com/73866.html#cutid1 и далее: http://a

Пнин

Средняя оценка: 8.3 (9 votes)
Полное имя автора: 
Набоков Владимир Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
Пнин
Дата создания: 
1957
Чеховская линия в русской (американской) литературе в ее идеальном - несбывшемся - развитии.

Осенний крик ястреба

Средняя оценка: 9.4 (10 votes)
Полное имя автора: 
Бродский Иосиф Александрович
Информация о произведении
Полное название: 
Осенний крик ястреба
Дата создания: 
1975

Зримые образы:
http://skill.ru/artwork/28442.shtml - картинка

Бродский Иосиф

Средняя оценка: 8.3 (11 votes)
Полное имя автора: 
Иосиф Александрович Бродский
Информация об авторе
Даты жизни: 
1940-1996
Язык творчества: 
русский, английский
Страна: 
Советский Союз, США
Творчество: 

Сайты:

Тексты:

Интервью:

Статьи, исследования:


Бродский & others:

***
http://aptsvet.livejournal.com/174894.html о Бродском из ЖЖ Алексея Цветкова-ст.
http://borkhers.livejournal.com/136651.html?page=1#comments о Бродском из ЖЖ Бориса Херсонского.
http://borkhers.livejournal.com/136735.html?page=1#comments еще.
http://borkhers.livejournal.com/137414.html и еще.
http://terens.livejournal.com/235811.html еще одно ЖЖ-шное мнение о Бродском и его творчестве.

* * *
Бродский, "Двадцать сонетов к Марии Стюарт" в переводе на украинский Константина Донина, с сайта Современная русская литература.

Биография: 

Иосиф Бродский. Труды и дни. Составители Лев Лосев и Петр Вейль, в библиотеке Янко Славы.
Лев Лосев . Иосиф Бродский: опыт литературной биографии. Также в Читальном зале Пергама.
Лев Лосев. Про Иосифа, фрагменты воспоминаний в трех частях  (здесь же на странице ссылки на часть вторую и часть третью)

Михаил Мейлах. Поэт сам узнает по темпераменту своего предшественника... (Из разговоров с Иосифом Бродским), с сайта Журнальный зал (".. и прямо на луну взлетает враль плечистый"))
Бессмысленно открывать рот для того, чтобы излагать чужие взгляды... Интервью Бенгта Янгфельдта с Иосифом Бродским.
Бродский о своих судебно-психиатрических экспертизах. Из книги Соломона Волкова "Диалоги с Иосифом Бродским"
Мы очень благодарны нашим друзьям в России. Беседа Виктора Куллэ с Марией Бродской, вдовой поэта.
Саша Соколов ворошит прошлое. Фрагменты беседы с Сашей Соколовым на сайте Пресс-секретарь.

Кейс Верхейл . Фрагмент об Иосифе. С сайта Журнальный зал.
Константин Плешаков. Бродский в Маунт-Холиоке. С сайта Журнальный зал.
Виктор Куллэ. Иосиф Бродский: парадоксы восприятия. С сайта Литер.нет.
Юрий Милославский. Из отрывков о Бродском. С сайта журнала Новая кожа.
Яков Гордин. Память и совесть или Осторожно: мемуары! Касательно мемуаров о Бродском, с сайта Журнальный зал.
Вячеслав Измайлов. Насиженное место. О селе Норинском, месте ссылки Бродского, из Новой газеты.
Анна Ковалова. И. Б., сосед по коммуналке.

К 65-летию Бродского. Валентина Полухина, беседа с Еленой Чернышовой, с сайта Журнальный зал.
Блок статей к 70-летию в журнале "Звезда"
Максим Артемьев. Бродский как учитель. Из журнала Стороны света.
Виктор Топоров. Похороны Гулливера, с сайта Вавилон.
Олег Лекманов. Что же пишут в газетах. Московская пресса на смерть Бродского, с сайта Журнальный зал.

***

http://community.livejournal.com/brodsky/275578.html большое собрание фотографий Бродского в посвященному ему ЖЖ-сообществе.
Музей-квартира Бродского. Интервью с Галиной Славской с сайта журнала Вестник.
Рецензия на книгу Владимира Соловьева «ДВА ШЕДЕВРА О БРОДСКОМ: Три еврея. Post mortem», с сайта Изба-читальня.
Ангело-почта или приглашение на суд.
Фильм о неизвестном Бродском не может выйти на экраны из-за претензий наследников поэта, с сайта Российской газеты.

Посвящается Бродскому

Эндрю Моушн. У могилы Иосифа Бродского. С сайта Журнальный зал.

Ссылки на общественную деятельность: 

Выдающийся русский поэт, уроженец Ленинграда («глухой провинции у моря»), лауреат Нобелевской премии по литературе (1987), продукт сложнейшего творческого взаимодействия нескольких агентурных сетей глобальной паблисит

Ленты новостей